Все, так или иначе, знают что такое аспирантура. Это некое постдипломное обучение, которое имеет целью написание и защиту диссертации и получение научной степени. В нашем случае это кандидат наук. На определенном этапе научной карьеры пишется докторская диссертация, защищается и присваивается соответствующая степень. Похожая модель действует в некоторых других странах, в Германии, например, откуда мы ее когда-то и позаимствовали.
Наиболее распространенная же модель, та с которой я гораздо ближе знаком, действующая, в частности, в англоязычном мире. Это модель одной докторской степени, известная как PhD или Doctor Philosophiae. В буквальном переводе это значит "доктор философии", но употребляется по отношению к очень многим дисциплинам (иногда звучит забавно, как "доктор философии по биологии", а особенно "доктор философии по философии"). Некоторые специальности имеют свои названия, такие как доктор медицины или юриспруденции.
Все эти тонкости имеют свою историю и традицию, начиная еще со средневековья. Я не буду тягаться с википедией, а лучше сделаю акцент на том, чем обучение на PhD отличается от нашей аспирантуры. Собственно слово аспирантура не используется, хотя оно латинское и из-за этого кому-то может быть понятно. Этот процесс по-английски обычно называется graduate studies (обычно в США, я поясню чуть позже), postgraduate studies, PhD studies или же Doctoral studies.
Формально, на этот процесс может отводиться от трех лет. В США, тем не менее, обычно речь идет о пяти. То, что называется Graduate School (или, по-простому, Grad School) в Америке, включает и магистратуру. Отдельной магистратуры обычно нет, и для поступления на PhD нужна лишь бакалаврская степень. Что, к сожалению, не сделает вам жизнь легче, потому что пакет документов и конкурс в американские университеты самый внушительный. Все-таки в большинстве дисциплин американские университеты самые сильные и престижные.
В большинстве остальных случаев для поступления на PhD вам будет нужна магистерская степень. Причем именно ваши достижения и оценки в магистратуре будут оцениваться в первую очередь при поступлении. В идеальном случае, ваша докторская работа будет как-то связана или даже являться продолжением вашей магистерской. Хотя, никто не мешает вам поступать на PhD после магистратуры по другой специальности, равно как и уже имея другую докторскую степень.
В среднем на докторскую программу отводится четыре года. Но мало кто за четыре года реально ее заканчивает. Чаще всего, речь идет либо о формальном плане, либо об объеме финансирования. На практике средняя продолжительность аспирантуры по социальным наукам, например, около семи лет. И дело тут вовсе не обязательно в прокрастинации, лени, семейных делах (да, многие в этот период вступают в брак и заводят детей). Причина скорее в очень скромном или вообще никаком финансировании. Докторант постоянно ищет себе новые источники дохода, которые в лучшем случае не связаны с толканием тележек в супермаркетах или жарке картошки в Макдоналдсе. Если еще вспомнить, что докторантура—это лучший, а иногда единственный шанс завязывать новые знакомства и устанавливать академические связи в огромных количествах, то становится ясно, что докторант постоянно участвует в каких-то проектах, пишет публикации, читает лекции, ездит на конференции. Времени на диссертацию в таком режиме может и не оставаться.
В идеале, за четыре года отводящиеся на докторантуру сосискатель должен реализовать один полноценный научный проект. В первый год обучения он проходит специальную подготовку, слушает специальные углубленные курсы по специальности и теме (подтемам) исследования, изучает всю доступную литературу по своей теме, посещает треннинги, учит необходимый для исследования язык, выступает на кафедральном (departmental) семинаре (он есть почти везде, но не везде он проводится регулярно), и пишет документ под названием Research Proposal (проект исследования), который он два раза обсуждает на семинаре, в самом начале своего обучения ("Чем я собираюсь заниматься") и перед началом непосредственно эмпирического исследования.
Второй год, который может растянуться на полтора и больше, обычно полностью посвящен исследованию. В зависимости от вашей специальности, либо в лаборатории, либо в архивах, либо в деревне с туземцами, либо еще где-то. В течение исследования нужно поддерживать контакт с научным руководителем, хотя бы через электронную почту, чтобы он подсказывал лучшее направление исследования, помогал советом, да и просто был в курсе (и держал в курсе факультет), что вы не потерялись и все еще докторант.
Начиная с третьего года (который, как мы поняли, астрономически может уже быть и не третьим) у вас начинается долгосрочное состояние, называемое thesis writing (написание диссертации). Собственно написанием вам удастся заняться далеко не в первый день по возвращению с "поля". А в запущенных случаях — и не в первый год. По приезду вы повидаетесь с научным руководителем (если он не провел все это время в одной лаборатории с вами), уладите возможные формальности в университете, а потом выступите с докладом на семинаре (к которому вы еще не одну неделю будете готовиться), где расскажете о том, что вам удалось сделать, какие данные собрать и как вы все эти данные собираетесь обрабатывать, анализировать и концептуализировать—то есть, написать один длинный, но связный рассказ, называемый диссертацией. Научный руководитель и ваши коллеги на семинаре накидают вам огромную кучу замечаний, предложений и вопросов, которые вам очень пригодятся, но на обдумывание и учитывание которых в вашей работе также уйдет приличное количество времени.
Таким образом, после обработки всех данных, презентации вашего исследования в виде докладов на конференциях, статей в журналах, и долгого процесса собственно написания диссертации (а черновик каждой главы вы не раз будете переделывать после консультаций с научным руководителем) вы и не заметите, как пролетят те самые пять или семь лет. Кроме того, когда текст диссертации будет готов, вас ждет еще много бюрократических шагов, которые занимают значительное время, прежде чем вы все же выйдете на защиту.
Главный принцип обучения на PhD в рейтинговых западных вузах—это доказательство вашей состоятельности как самостоятельного исследователя. Формально, это ожидается и от аспирантов в России. Но при поступлении на серьезную PhD программу самостоятельность—это не просто красивое слово. Как бы тесно вы не работали с научным руководителем, написание работ, подготовка докладов и статей, да и сама диссертация—это полностью ваша работа. Ваши преподаватели, коллеги, руководители охотно помогут советом, в лучшем случае даже прочитают текст и сделают по нему замечания. Но никто не будет ни придумывать за вас тему доклада, ни решать куда двигаться вашему исследованию, ни тем более что-то писать. Более того, даже проект исследования у вас должен быть готов в общих чертах еще при поступлении на программу PhD. Ситуация, когда вы поступили в аспирантуру, а потом полгода-год чешете макушку, пытаясь придумать себе тему, как в России — нереальна. Вы можете тему поменять, даже не раз, но даже на момент поступления по вашей заявке должно быть понятно, что вы способны мыслить и работать самостоятельно.
Многие из вещей, которые я обсуждал в этом посте, я буду рассматривать более подробно. Например, описание учебного процесса или поступления. Не переключайтесь!
Все эти тонкости имеют свою историю и традицию, начиная еще со средневековья. Я не буду тягаться с википедией, а лучше сделаю акцент на том, чем обучение на PhD отличается от нашей аспирантуры. Собственно слово аспирантура не используется, хотя оно латинское и из-за этого кому-то может быть понятно. Этот процесс по-английски обычно называется graduate studies (обычно в США, я поясню чуть позже), postgraduate studies, PhD studies или же Doctoral studies.
Формально, на этот процесс может отводиться от трех лет. В США, тем не менее, обычно речь идет о пяти. То, что называется Graduate School (или, по-простому, Grad School) в Америке, включает и магистратуру. Отдельной магистратуры обычно нет, и для поступления на PhD нужна лишь бакалаврская степень. Что, к сожалению, не сделает вам жизнь легче, потому что пакет документов и конкурс в американские университеты самый внушительный. Все-таки в большинстве дисциплин американские университеты самые сильные и престижные.
В большинстве остальных случаев для поступления на PhD вам будет нужна магистерская степень. Причем именно ваши достижения и оценки в магистратуре будут оцениваться в первую очередь при поступлении. В идеальном случае, ваша докторская работа будет как-то связана или даже являться продолжением вашей магистерской. Хотя, никто не мешает вам поступать на PhD после магистратуры по другой специальности, равно как и уже имея другую докторскую степень.
В среднем на докторскую программу отводится четыре года. Но мало кто за четыре года реально ее заканчивает. Чаще всего, речь идет либо о формальном плане, либо об объеме финансирования. На практике средняя продолжительность аспирантуры по социальным наукам, например, около семи лет. И дело тут вовсе не обязательно в прокрастинации, лени, семейных делах (да, многие в этот период вступают в брак и заводят детей). Причина скорее в очень скромном или вообще никаком финансировании. Докторант постоянно ищет себе новые источники дохода, которые в лучшем случае не связаны с толканием тележек в супермаркетах или жарке картошки в Макдоналдсе. Если еще вспомнить, что докторантура—это лучший, а иногда единственный шанс завязывать новые знакомства и устанавливать академические связи в огромных количествах, то становится ясно, что докторант постоянно участвует в каких-то проектах, пишет публикации, читает лекции, ездит на конференции. Времени на диссертацию в таком режиме может и не оставаться.
В идеале, за четыре года отводящиеся на докторантуру сосискатель должен реализовать один полноценный научный проект. В первый год обучения он проходит специальную подготовку, слушает специальные углубленные курсы по специальности и теме (подтемам) исследования, изучает всю доступную литературу по своей теме, посещает треннинги, учит необходимый для исследования язык, выступает на кафедральном (departmental) семинаре (он есть почти везде, но не везде он проводится регулярно), и пишет документ под названием Research Proposal (проект исследования), который он два раза обсуждает на семинаре, в самом начале своего обучения ("Чем я собираюсь заниматься") и перед началом непосредственно эмпирического исследования.
Второй год, который может растянуться на полтора и больше, обычно полностью посвящен исследованию. В зависимости от вашей специальности, либо в лаборатории, либо в архивах, либо в деревне с туземцами, либо еще где-то. В течение исследования нужно поддерживать контакт с научным руководителем, хотя бы через электронную почту, чтобы он подсказывал лучшее направление исследования, помогал советом, да и просто был в курсе (и держал в курсе факультет), что вы не потерялись и все еще докторант.
Начиная с третьего года (который, как мы поняли, астрономически может уже быть и не третьим) у вас начинается долгосрочное состояние, называемое thesis writing (написание диссертации). Собственно написанием вам удастся заняться далеко не в первый день по возвращению с "поля". А в запущенных случаях — и не в первый год. По приезду вы повидаетесь с научным руководителем (если он не провел все это время в одной лаборатории с вами), уладите возможные формальности в университете, а потом выступите с докладом на семинаре (к которому вы еще не одну неделю будете готовиться), где расскажете о том, что вам удалось сделать, какие данные собрать и как вы все эти данные собираетесь обрабатывать, анализировать и концептуализировать—то есть, написать один длинный, но связный рассказ, называемый диссертацией. Научный руководитель и ваши коллеги на семинаре накидают вам огромную кучу замечаний, предложений и вопросов, которые вам очень пригодятся, но на обдумывание и учитывание которых в вашей работе также уйдет приличное количество времени.
Таким образом, после обработки всех данных, презентации вашего исследования в виде докладов на конференциях, статей в журналах, и долгого процесса собственно написания диссертации (а черновик каждой главы вы не раз будете переделывать после консультаций с научным руководителем) вы и не заметите, как пролетят те самые пять или семь лет. Кроме того, когда текст диссертации будет готов, вас ждет еще много бюрократических шагов, которые занимают значительное время, прежде чем вы все же выйдете на защиту.
Главный принцип обучения на PhD в рейтинговых западных вузах—это доказательство вашей состоятельности как самостоятельного исследователя. Формально, это ожидается и от аспирантов в России. Но при поступлении на серьезную PhD программу самостоятельность—это не просто красивое слово. Как бы тесно вы не работали с научным руководителем, написание работ, подготовка докладов и статей, да и сама диссертация—это полностью ваша работа. Ваши преподаватели, коллеги, руководители охотно помогут советом, в лучшем случае даже прочитают текст и сделают по нему замечания. Но никто не будет ни придумывать за вас тему доклада, ни решать куда двигаться вашему исследованию, ни тем более что-то писать. Более того, даже проект исследования у вас должен быть готов в общих чертах еще при поступлении на программу PhD. Ситуация, когда вы поступили в аспирантуру, а потом полгода-год чешете макушку, пытаясь придумать себе тему, как в России — нереальна. Вы можете тему поменять, даже не раз, но даже на момент поступления по вашей заявке должно быть понятно, что вы способны мыслить и работать самостоятельно.
Многие из вещей, которые я обсуждал в этом посте, я буду рассматривать более подробно. Например, описание учебного процесса или поступления. Не переключайтесь!