Многие программы требуют для поступления предоставить две или три рекомендации. Рекомендации пишутся вашими руководителями, как научными так и на работе, и преподавателями, наиболее знакомыми с вами и вашими письменными работами.
Для меня сбор рекомендаций всегда был и остается самой болезненной темой во всем процессе аппликации. Собирать, переводить, посылать по почте, заполнять или писать в развернутой форме — все это всецело зависит от меня, от моих навыков и прикложенных усилий. Рекомендации же от меня зависят в гораздо меньшей степени. Поскольку они пишутся не самим аппликантом (хотя, есть очень некрасивые исключения, я о них скажу ниже), вся его заявка может зависеть от того, что решат написать рекомендатели, а главное — когда они соберутся написать. Немало нервных клеток и седых волос стоило мне ожидание рекомендации, например, за день до дедлайна.
Однако, не все так плохо. В этом посте я поделюсь как общими соображениями насчет рекомендаций, так и практическими советами, как получить их быстрее и лучше.
Начнем с формальных требований. Обычно требуется от одной до трех рекомендаций. Иногда их количество оставляют на ваше усмотрение, но тогда интуитивно понятно, ждут ли от вас одну или две. Можно всегда спросить, опять же. Текст рекомендации обычно конфиденциален, то есть аппликант его не должен видеть (может быть у рекомендателя есть серьезные претензии или сомнения насчет вашей кандидатуры, а он постесняется иначе их написать чтобы не нажить врага). Из этого правила есть исключения, например, в США у вас официально есть право ознакомиться с текстом рекомендации, но вы можете добровольно от него отказаться. Обычно соответствующий вопрос вам задается в онлайн-форме.
В идеальном случае, вам пишут рекомендации наиболее знакомые с вами преподаватели вашего университета. Как правило, первый у кого нужно попросить — это ваш научный руководитель. Он читал все ваши письменные работы (я очень надеюсь, что у вас было именно так), знает ваши достижения, возможности, имел с вами деловые отношения на протяжении нескольких лет и может охарактеризовать ваши личные качества. Если у вас есть второй научный руководитель — его рекомендация тоже подразумевается. Далее, оппонент или рецензент на защите вашего диплома или курсовых работ. Этот человек тоже вынужден был читать ваши работы. Также это может быть любой ваш преподаватель, кто хорошо вас помнит и обязательно с разных сторон: преподавал вам более одного курса, читал ваши работы, слышал ваши устные доклады, имел еще какие-то дела с вами.
Какое именно отношение имеет к вам рекомендатель — это обязательный вопрос. Поэтому просто хороший знакомый не подойдет, даже если он тоже работает в университете. Ваши родственники не имеют право писать вам рекомендации. Начальник на работе может писать и иногда даже неплохо чтобы написал, потому что он знает вас с несколько иной позиции, нежели преподаватели. Но в этом случае работа должна быть как можно ближе к вашей специальности или к академическому сообществу, иначе его рекомендация будет иметь довольно мало веса.
При выборе рекомендателей, особенно если их требуется три, очень хорошо руководствоваться принципом разнообразия, тем, что по-английски называется diversity. Ваша заявка выглядит лучше если среди рекомендателей представлены разные университеты (например, вы учились где-то по обмену или участвовали в проекте), люди разного пола и очень хорошо когда хотя бы один из них имеет звание профессора.
К сожалению, все эти красивые слова иногда вдребезги разбиваются о постсоветскую действительность. Прежде всего, у студента бакалавриата или магистратуры зачастую нет такого количества потенциальных рекомендателей, которые бы в принципе как-то выделяли его из сотен других студентов на потоке. Кроме того, совсем не факт, что преподаватель с радостью согласится написать рекомендацию. Они делают это в свое свободное время, само написание требует определенных усилий, да и не все умеют это как следует делать.
Главная проблема — далеко не все ваши рекомендатели способны написать текст на английском языке (или другом, допустимом для вашей заявки). В принципе, часто допускается написание рекомендации на русском (украинском, киргизском...), а потом перевод у дипломированного переводчика, с предоставлением оригинала. Но это во-первых хлопотно, а во-вторых, это не очень хорошо выглядит при рассмотрении вашей заявки. Профессиональная квалификация преподавателя университета, не владеющего английским языком, вызывает большие сомнения в двадцать первом веке.
Еще одна проблема: часто даже если преподаватель согласен, сам делать это он не хочет. Он говорит примерно следующее: "Напишите, а я потом подпишу". Ситуация в наших краях, к сожалению, очень распространенная. Я не буду расписывать тут все моральные дилеммы и ухищрения, на которые придется пойти тому, кто захочет написать сам себе рекомендацию от чужого имени. Скажу только, что это считается подлогом и является основанием не только для отклонения заявки но и занесения в какие-нибудь черные списки там, где они есть.
Где же вам взять столько порядочных и англоговорящих рекомендателей для подачи на зарубежные программы за столь короткий срок? Увы, вам нужно "накапливать" их с первых курсов. Во-первых, при выборе научного руководителя международный опыт и вообще круг интересов за пределами отечественной науки являются важнейшими критериями. Кроме того, постоянная активность, участие в конференциях, проектах, публикации — все это дает вам возможность познакомиться с большим количеством старших коллег и постоянно напоминать о себе, чтобы они вас не забыли. Разумеется, они должны знать вас как ответственного, интересующегося и перспективного студента, а не как имеющего хвосты, несделанные задания и невыполненные поручения.
Дедлайн для рекомендаций бывает как в тот же день что и вся заявка, так и более поздний. В любом случае, если формально этот дедлайн установлен для ваших рекомендателей, нервничать накануне него будете вы.
Абсолютно нормальной практикой является послать рекомендателю напоминание. Даже если они всячески готовы вас поддержать, люди они сильно занятые. Напоминать нужно в меру и вовремя. Звонить поздно вечером за два часа до дедлайна — это плохо и неприлично. Нужно, во-первых, предупредить когда вы будете просить рекомендацию о том, что вы напомните. Надо это правильно подать: вы напомните не потому что профессор — разгильдяй, а потому что вы понимаете как он сильно занят. Можно сделать, как мне кажется, всего два напоминания, и оба либо при личной встрече, либо по электронной почте. Одно примерно за месяц-три недели, другое за одну-две. Перерыв между напоминаниями должен быть большой. Когда рекомендация будет послана (сам рекомендатель сообщит вам или придет уведомление) нужно поблагодарить.
Отсюда следует логичный вывод: просить рекомендации нужно заранее. Просить меньше чем за неделю просто неприлично — не каждый может отказать, но при загруженном графике написать рекомендацию бывает банально некогда. За две недели просить тоже не стоит, только в самом крайнем случае, но тогда свою просьбу нужно начать с извинения и вопроса, может ли преподаватель дать написать рекомендацию за такой короткий срок. Лучше всего просить не менее, чем за месяц. В таком случае, в месяц, мне кажется, допустимо напомнить лишь раз, а если вы попросили рекомендацию еще раньше (что лучше, но выше шанс, что преподаватель забудет), то два.
К просьбе о рекомендации (или позже отдельным письмом) нужно приложить ваш проект исследования (research proposal — тема одного из следующих постов), чтобы рекомендатель имел представление с какой целью вы поступаете и оценил ваши перспективы; можно CV (тоже отдельный пост), ели преподаватель знает вас похуже; также нужно полностью указать все требования к рекомендации: дедлайн, инструкции, адреса для отправки. Не нужно рекомендателя гонять на сайт программы самому искать информацию. В принципе, он и так делает вам любезность.
Отправляют рекомендации преподаватели, как правило, сами. Это еще одна причина, по которой у них должно быть достаточно времени. Обычно есть три варианта. Обычная почта — в этом случае зачастую отправлять можете и вы, но рекомендация должна быть запечатана в конверте, который должен быть подписан рекомендателем по линии склейки. Электронная почта — в этом случае допускается обычно использование только академического адреса (или корпоративного, если речь о вашем начальнике с работы). Никакой mail.ru, gmail.com, или yandex.ru использовать нельзя — нет гарантии, что вы не сами с него посылаете. Это, к сожалению, огромная проблема для большинства наших преподавателей, но обычно можно попросить лаборанта послать с адреса кафедры. Третий вариант — онлайн-форма. В этом случае либо высылается автоматическое письмо на email рекомендателя, который вы укажете при заполнении своей заявки, либо вам сообщается номер вашей аппликации, который вы посылаете рекомендателю. Рекомендатель заходит в систему со своими данными (логином, паролем, email-адресом) и заполняет форму онлайн.
Из чего же состоит рекомендация? Даже если вы никогда не узнаете, что написал ваш преподаватель в рекомендации, вам будет очень полезно знать, какого рода информация в нее попадет. Кроме того, менее опытный преподаватель может даже вас спросить, что именно писать. Есть две основные формы рекомендательного письма: полностью свободная, на усмотрение рекомендателя, и ряд закрытых и открытых вопросов (то есть, вопросов с вариантами ответа и ответами в свободной форме).
Свободная форма составляет одну страницу. Она обычно начинается с обращения к будущему читателю рекомендательного письма. Это может быть конкретный человек, если его имя известно, "Dear Sir or Madam", или просто "To whom it may concern". Далее короткое представление рекомендуемого, обязательно отмечено откуда, как хорошо и как давно рекомендатель с ним знаком. Подчеркиваются достижения, академические и деловые качества рекомендуемого, активность вне учебной программы, социальная активность, знание иностранного(ых) языка(ов). Оцениваются перспективы, как на конкретной программе, так и карьерные в специальности вообще. Принято указывать, что студент входит в 20, 10, или 5% лучших студентов в своей группе, на своем потоке, в университете. Указывать что студент исключительный и номер один стоит только тогда, когда это действительно так, ведь это можно проверить. Кончается письмо вежливой формой, вроде: "Если возникнут какие-то дополнительные вопросы, я рад буду на них ответить"; подписью с указанием степени, звания, места работы и должности, а также исчерпывающей контактной информации (домашние адрес и телефон, конечно, указывать не стоит. Только рабочие). Бумажная или pdf форма должна обязательно быть напечатана и подписана от руки.
Анкетная форма, как онлайн так и бумажная, содержит открытые и закрытые вопросы, в принципе, на те же самые темы. Как правило, она более структурированная, акцентирована на какие-то принципиальные вопросы для конкретной программы и содержит больше цифровых данных, например, трех- или пятибалльная шкала оценки перспектив или знания языка. В принципе, для менее опытных рекомендателей такая форма несколько облегчает задачу. Более опытные часто хранят "рыбу" — заготовку для рекомендаций, которая правится по каждому конкретному случаю.
Итак, суммирую: обрастайте связями заранее, просите рекомендации рано, не стесняйтесь вежливо напомнить, ведь это нужно вам, а не рекомендателям. Помогайте и информируйте ваших рекомендателей вовремя и в полном объеме. Ну и удачи, конечно!
Однако, не все так плохо. В этом посте я поделюсь как общими соображениями насчет рекомендаций, так и практическими советами, как получить их быстрее и лучше.
Начнем с формальных требований. Обычно требуется от одной до трех рекомендаций. Иногда их количество оставляют на ваше усмотрение, но тогда интуитивно понятно, ждут ли от вас одну или две. Можно всегда спросить, опять же. Текст рекомендации обычно конфиденциален, то есть аппликант его не должен видеть (может быть у рекомендателя есть серьезные претензии или сомнения насчет вашей кандидатуры, а он постесняется иначе их написать чтобы не нажить врага). Из этого правила есть исключения, например, в США у вас официально есть право ознакомиться с текстом рекомендации, но вы можете добровольно от него отказаться. Обычно соответствующий вопрос вам задается в онлайн-форме.
В идеальном случае, вам пишут рекомендации наиболее знакомые с вами преподаватели вашего университета. Как правило, первый у кого нужно попросить — это ваш научный руководитель. Он читал все ваши письменные работы (я очень надеюсь, что у вас было именно так), знает ваши достижения, возможности, имел с вами деловые отношения на протяжении нескольких лет и может охарактеризовать ваши личные качества. Если у вас есть второй научный руководитель — его рекомендация тоже подразумевается. Далее, оппонент или рецензент на защите вашего диплома или курсовых работ. Этот человек тоже вынужден был читать ваши работы. Также это может быть любой ваш преподаватель, кто хорошо вас помнит и обязательно с разных сторон: преподавал вам более одного курса, читал ваши работы, слышал ваши устные доклады, имел еще какие-то дела с вами.
Какое именно отношение имеет к вам рекомендатель — это обязательный вопрос. Поэтому просто хороший знакомый не подойдет, даже если он тоже работает в университете. Ваши родственники не имеют право писать вам рекомендации. Начальник на работе может писать и иногда даже неплохо чтобы написал, потому что он знает вас с несколько иной позиции, нежели преподаватели. Но в этом случае работа должна быть как можно ближе к вашей специальности или к академическому сообществу, иначе его рекомендация будет иметь довольно мало веса.
При выборе рекомендателей, особенно если их требуется три, очень хорошо руководствоваться принципом разнообразия, тем, что по-английски называется diversity. Ваша заявка выглядит лучше если среди рекомендателей представлены разные университеты (например, вы учились где-то по обмену или участвовали в проекте), люди разного пола и очень хорошо когда хотя бы один из них имеет звание профессора.
К сожалению, все эти красивые слова иногда вдребезги разбиваются о постсоветскую действительность. Прежде всего, у студента бакалавриата или магистратуры зачастую нет такого количества потенциальных рекомендателей, которые бы в принципе как-то выделяли его из сотен других студентов на потоке. Кроме того, совсем не факт, что преподаватель с радостью согласится написать рекомендацию. Они делают это в свое свободное время, само написание требует определенных усилий, да и не все умеют это как следует делать.
Главная проблема — далеко не все ваши рекомендатели способны написать текст на английском языке (или другом, допустимом для вашей заявки). В принципе, часто допускается написание рекомендации на русском (украинском, киргизском...), а потом перевод у дипломированного переводчика, с предоставлением оригинала. Но это во-первых хлопотно, а во-вторых, это не очень хорошо выглядит при рассмотрении вашей заявки. Профессиональная квалификация преподавателя университета, не владеющего английским языком, вызывает большие сомнения в двадцать первом веке.
Еще одна проблема: часто даже если преподаватель согласен, сам делать это он не хочет. Он говорит примерно следующее: "Напишите, а я потом подпишу". Ситуация в наших краях, к сожалению, очень распространенная. Я не буду расписывать тут все моральные дилеммы и ухищрения, на которые придется пойти тому, кто захочет написать сам себе рекомендацию от чужого имени. Скажу только, что это считается подлогом и является основанием не только для отклонения заявки но и занесения в какие-нибудь черные списки там, где они есть.
Где же вам взять столько порядочных и англоговорящих рекомендателей для подачи на зарубежные программы за столь короткий срок? Увы, вам нужно "накапливать" их с первых курсов. Во-первых, при выборе научного руководителя международный опыт и вообще круг интересов за пределами отечественной науки являются важнейшими критериями. Кроме того, постоянная активность, участие в конференциях, проектах, публикации — все это дает вам возможность познакомиться с большим количеством старших коллег и постоянно напоминать о себе, чтобы они вас не забыли. Разумеется, они должны знать вас как ответственного, интересующегося и перспективного студента, а не как имеющего хвосты, несделанные задания и невыполненные поручения.
Дедлайн для рекомендаций бывает как в тот же день что и вся заявка, так и более поздний. В любом случае, если формально этот дедлайн установлен для ваших рекомендателей, нервничать накануне него будете вы.
Абсолютно нормальной практикой является послать рекомендателю напоминание. Даже если они всячески готовы вас поддержать, люди они сильно занятые. Напоминать нужно в меру и вовремя. Звонить поздно вечером за два часа до дедлайна — это плохо и неприлично. Нужно, во-первых, предупредить когда вы будете просить рекомендацию о том, что вы напомните. Надо это правильно подать: вы напомните не потому что профессор — разгильдяй, а потому что вы понимаете как он сильно занят. Можно сделать, как мне кажется, всего два напоминания, и оба либо при личной встрече, либо по электронной почте. Одно примерно за месяц-три недели, другое за одну-две. Перерыв между напоминаниями должен быть большой. Когда рекомендация будет послана (сам рекомендатель сообщит вам или придет уведомление) нужно поблагодарить.
Отсюда следует логичный вывод: просить рекомендации нужно заранее. Просить меньше чем за неделю просто неприлично — не каждый может отказать, но при загруженном графике написать рекомендацию бывает банально некогда. За две недели просить тоже не стоит, только в самом крайнем случае, но тогда свою просьбу нужно начать с извинения и вопроса, может ли преподаватель дать написать рекомендацию за такой короткий срок. Лучше всего просить не менее, чем за месяц. В таком случае, в месяц, мне кажется, допустимо напомнить лишь раз, а если вы попросили рекомендацию еще раньше (что лучше, но выше шанс, что преподаватель забудет), то два.
К просьбе о рекомендации (или позже отдельным письмом) нужно приложить ваш проект исследования (research proposal — тема одного из следующих постов), чтобы рекомендатель имел представление с какой целью вы поступаете и оценил ваши перспективы; можно CV (тоже отдельный пост), ели преподаватель знает вас похуже; также нужно полностью указать все требования к рекомендации: дедлайн, инструкции, адреса для отправки. Не нужно рекомендателя гонять на сайт программы самому искать информацию. В принципе, он и так делает вам любезность.
Отправляют рекомендации преподаватели, как правило, сами. Это еще одна причина, по которой у них должно быть достаточно времени. Обычно есть три варианта. Обычная почта — в этом случае зачастую отправлять можете и вы, но рекомендация должна быть запечатана в конверте, который должен быть подписан рекомендателем по линии склейки. Электронная почта — в этом случае допускается обычно использование только академического адреса (или корпоративного, если речь о вашем начальнике с работы). Никакой mail.ru, gmail.com, или yandex.ru использовать нельзя — нет гарантии, что вы не сами с него посылаете. Это, к сожалению, огромная проблема для большинства наших преподавателей, но обычно можно попросить лаборанта послать с адреса кафедры. Третий вариант — онлайн-форма. В этом случае либо высылается автоматическое письмо на email рекомендателя, который вы укажете при заполнении своей заявки, либо вам сообщается номер вашей аппликации, который вы посылаете рекомендателю. Рекомендатель заходит в систему со своими данными (логином, паролем, email-адресом) и заполняет форму онлайн.
Из чего же состоит рекомендация? Даже если вы никогда не узнаете, что написал ваш преподаватель в рекомендации, вам будет очень полезно знать, какого рода информация в нее попадет. Кроме того, менее опытный преподаватель может даже вас спросить, что именно писать. Есть две основные формы рекомендательного письма: полностью свободная, на усмотрение рекомендателя, и ряд закрытых и открытых вопросов (то есть, вопросов с вариантами ответа и ответами в свободной форме).
Свободная форма составляет одну страницу. Она обычно начинается с обращения к будущему читателю рекомендательного письма. Это может быть конкретный человек, если его имя известно, "Dear Sir or Madam", или просто "To whom it may concern". Далее короткое представление рекомендуемого, обязательно отмечено откуда, как хорошо и как давно рекомендатель с ним знаком. Подчеркиваются достижения, академические и деловые качества рекомендуемого, активность вне учебной программы, социальная активность, знание иностранного(ых) языка(ов). Оцениваются перспективы, как на конкретной программе, так и карьерные в специальности вообще. Принято указывать, что студент входит в 20, 10, или 5% лучших студентов в своей группе, на своем потоке, в университете. Указывать что студент исключительный и номер один стоит только тогда, когда это действительно так, ведь это можно проверить. Кончается письмо вежливой формой, вроде: "Если возникнут какие-то дополнительные вопросы, я рад буду на них ответить"; подписью с указанием степени, звания, места работы и должности, а также исчерпывающей контактной информации (домашние адрес и телефон, конечно, указывать не стоит. Только рабочие). Бумажная или pdf форма должна обязательно быть напечатана и подписана от руки.
Анкетная форма, как онлайн так и бумажная, содержит открытые и закрытые вопросы, в принципе, на те же самые темы. Как правило, она более структурированная, акцентирована на какие-то принципиальные вопросы для конкретной программы и содержит больше цифровых данных, например, трех- или пятибалльная шкала оценки перспектив или знания языка. В принципе, для менее опытных рекомендателей такая форма несколько облегчает задачу. Более опытные часто хранят "рыбу" — заготовку для рекомендаций, которая правится по каждому конкретному случаю.
Итак, суммирую: обрастайте связями заранее, просите рекомендации рано, не стесняйтесь вежливо напомнить, ведь это нужно вам, а не рекомендателям. Помогайте и информируйте ваших рекомендателей вовремя и в полном объеме. Ну и удачи, конечно!