
- «Бейсбольная команда» (baseball team) -- ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за которых борются работодатели)
- «Клуб» (the club) --сотрудники отличаются преданностью своей организации и командной работой)
- «Крепость» (the fortress) --сотрудники не защищены правилами и работают "как во время военных действий")
- «Академия» (the academy) -- долговременное сотрудничество и профессиональное мастерство. [2]
В условиях процесса унификации образования, активизации различных форм интеллектуальной коммуникации и академической мобильности, а также принципиально международного характера науки, следует необходимость выделения феномена академической культуры как некоего общего явления, формирующегося в процессе получения образования и занятия научной деятельностью и организации в научно-образовательной сфере.
Феномен академической культуры исторически обусловлен (можно выявить исторические типы академической культуры). Современная академическая культура имеет международный характер. Особенностью ее организации является отсутствие «центра», она работает по сетевому принципу, что можно сравнить с Интернетом, где каждый портал, сайт, или страница – лишь ячейка в сети. Она существует независимо от других ячеек, но связана с ними. Несмотря на то, что академическая культура нацелена на производство нового знания, она достаточно консервативна. В работе Бечера и Тровлера с характерным названием «Академические племена и территории» говорится о роли «привратников» ("gatekeepers"), которые определяют ого можно допустить в сообщество, а кого -- нет. Чаще всего такую функцию выполняют авторитетные в своей области авторы, вольно, или невольно вытесняя тех, кто имеет иную научную позицию. [3] В некоторых сообществах по прежнему велика роль формальных показателей, например, количественных показателей, в оценке научного труда. Особое положение занимают независимые исследователи, или «любители» не являющиеся сотрудниками академических институтов.
В сферу академической культуры может быть включено:
- Академическая деятельность – учебная и научная
- Все виды и типы учебного процесса от чтения лекций до индивидуальной работы со студентами. Научное руководство (студентами и аспирантами), методическая работа.
- Научная деятельность: теоретические исследования, архивные поиски, лабораторные исследования и эксперименты, опросы, полевые исследования, экспедиции и пр.
- Академические институты (университет, научное общество, исследовательский институт, институт инновационных исследований ( advanced studies ), библиотеки и архивы, фонды, отраслевые и ведомственные центры, институты и лаборатории, виртуальные научно-образовательные порталы, рассылки и конференции и т.д.)
- Академическое письмо (написание публицистических, популярных, научных, методических, квалификационных текстов). Это статьи, эссе, монографии, дипломы и диссертации, обзоры, отчеты, отзывы, научный перевод, публикации текстов с комментариями, составление антологий и хрестоматий и пр. Сюда же относится научное редактирование, рецензирование, написание отзывов, создание учебников, учебных пособий, компьютерных презентаций, сайтов, порталов, личных страниц и пр. Особый вид научно-преподавательской компетенции – выявление плагиата.
- Академическая информатика: био-библиографическая компетентность, использование каталогов, баз данных, индексов научного цитирования, виртуальных источников и библиотек, электронного поиска, в том числе поиска достоверных источников в Интернете. Осведомленность о событиях в академическом мире – интернет-рассылки.
- Академическая коммуникация: конференционная деятельность, академическая риторика, профессиональная этика автора, преподавателя, академическое право, научно-квалификационные мероприятия (защиты дипломов, диссертаций, обсуждения книг). Ритуалы, традиции, табу, дресс-код. Ученый в виртуальном мире: сетевой этикет («нетикет»), этика и практика электронной коммуникации. Идентификация исследователя ( Curriculum Vitae или резюме, список научных трудов, WWW -страница и т.п.).
- Академическая мобильность: студенческая, преподавательская, научная. Незатратные виды академической мобильности.
- Академический менеджмент – управление и организация академическими институтами и проектами. Академический фандрайзинг. Проектрайтинг.
- Повышение квалификации и академического статуса (обучение в соответствующих институтах, на курсах и т.п., самостоятельная работа в международных институтах и центрах инновационных исследований ( advanced studies ), защита диссертаций, получение ученых степеней и званий).
Без глубокого внедрения в понимание функционирования современной академической культуры невозможна плодотворная работа и успешное обучение. Я полагаю, что следует рассмотреть возможность изучение академической культуры как отдельной дисциплины на уровне магистратуры всех специальностей. Это даст возможность подготовить компетентных членов академического сообщества, владеющих способами м методами информационного поиска, саморепрезентации, написания текстов, планирования и реализации проектов, квалификационных работ работы в международном научном сообществе, виртуальном информационном пространстве и т.п.
При этом, методы обучения и повышения квалификации должны соответствовать современному уровню задач и возможностям их реализации. Современные средства интеллектуальной коммуникации, прежде всего виртуальной, дают для этого возможности, еще нами не исчерпанные.
[1] Jyrki Loima Academic Cultures and Developing Management in Higher Education. http://www.vink.helsinki.fi/files/Theoria_academic.html
[2] http://managementhelp.org/organizations/culture.htm
[3] Becher Tony & Trowler Paul: Academic Tribes and Territories. Suffolk, 2001.
Опубликовано:
Академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача// UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета/ РГПУ. - СПб., 2013. - N 1. - С. 34-36.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Грант №10-03-00667. Автор благодарит Коллегиум университета Хельсинки (Helsinki Collegium for Advanced Studies) за предоставленные им великолепные условия научной работы.