Величкина Полина
3 курс ФФЧ Театральное образование.
Главные исторические события
1700 - Принято считать, что с этого года чисто феодальный репрессивный режим начал трансформироваться в более мягкую форму бюрократии
1709- 1713
Сёгун клана Токугава Иэнобу. Конфуцианец Араи Хакусэки - советник. Реакция на распущенность режима Цунаёси. Попытка финансовых реформ
1715
Завершение "Великой истории Японии" (Дай Нихонси), начатой Мицукуни
1717– 1745
Сёгун клана Токугава Ёсимунэ. Попытка ужесточить управление. При нём в Японии стали появляться первые западные знания, ослабление законов против западных знаний
1720
Снятие запрета на иностранную литературу. Начало проникновения в Японию новых философских учений из Китая и Европы (Германия)
1726 Первая относительно точная перепись населения. Жителей Японии около 29 млн. человек
1774 Усиление интереса к "голландским наукам"
1783- 1786
Стихийные бедствия, наводнения, голод, эпидемия и пожары. Голодные бунты. Саданобу - первый министр; попытка экономических и социальных реформ. Растет недовольство сёгунатом, главным образом благодаря изучению древней истории, литературы и религий такими ученными, как Камо Мабути (1697 - 1769) и Мотоори (1730 - 1801), опубликовавший "Кодзики" с полным комментарием и привлекший внимание к претензиям императорской династии. Движение за возрождение синто
1787– 1837
Сёгун клана Токугава Иэнари
1791- 1792
Русские безуспешно пытаются установить торговые связи с Японией. Американские и русские корабли посещают Японию, но изгоняются. Вновь издаются указы против иностранного мореплавания
1797
Американский корабль "Элиза" останавливается в Нагасаки, где его принимают за голландский и разрешают торговать. Несколько лет небольшое послабление запретам, но затем они вновь ужесточаются
1837 - 1853
Сёгун клана Токугава Иэёси. Финансовые затруднения сёгуната
1837
Американское судно "Моррисон" изгоняют из бухты Эдо
1846
Военные корабли США в Урага. Американцы предлагают Японии открыть зарубежную торговлю. Отказано
1847 - 1867
Правление императора Комэй
1853 - 1858
Сёгун клана Токугава Иэсада
1853
Прибытие коммодора Мэтью Перри. Повторение США претензий на открытие торговли, за ответом обещано прибыть на следующий год
1854
Мэтью Перри повторно требует у Японии открытия нескольких портов для развития торговли. Япония и США заключили договор. Вскоре последовали аналогичные договоры с другими странами
1858 - 1866
Сёгун клана Токугава Иэмоти
1867
Реставрация имперского правления Мэйдзи. Император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио
1867 - 1868
Отречение сёгуна. Вооруженные столкновения между партиями сёгуната и роялистами. Феодализм упразднен, реставрация монархии
1868 Начало европеизации Японии
1868 - 1912
Эпоха Мэйдзи (светлое правление) назван по девизу правления императора Мэйдзи - Муцухито. Период реформ. Чтобы противостоять нараставшему военно - политическому давлению западных держав, Япония начала широкомасштабные реформы. Реформы имели идеологическую оболочку возвращения к традиционным ценностям и правопорядку древности, реставрация власти императора. Период характеризуется также началом внешней экспансии. Главную роль в эту эпоху играла группировка Гэнро
1870
Реформирование земельных отношений. Феодалы - даймё должны были вернуть все свои земли императору
1872
Первая железная дорога между Токио и Иокогамой
1873
Введение свободы вероисповедания
1889
Провозглашение Конституции Мэйдзи - первая конституция Японии. Появление парламента
Политическая система
«Бакухан тайсэй». «Баку» —от «бакуфу» (военное правительство Японии, сёгунат). «Хан» («княжество») — провинция, возглавляемая даймё.
Император считался законным правителем Японии, однако реальная власть принадлежала сёгунату. Сёгунат назначал специального посредника ко двору императора, «Киото Сёсидаи», для того, чтобы иметь дело с императорским двором и аристократией. Ханы имели определённый уровень суверенитета — независимую администрацию, а сёгунат отвечал за отношение с иностранными державами и национальную безопасность.
Сёгун и правители ханов были даймё, сёгун – самый влиятельный среди даймё. Помимо обязанностей даймё, сёгунат также нёс ответственность за управление классами общества, поддержание порядка в стране, если беспорядки выходили за пределы конкретного хана, и проведение общеяпонской политики.
С 17 января 1868 г. – «сансёку» («три должностных ранга»). Во главе правительства – председатель (сосай), который руководил двумя группами советников – старших (гидзё) и младших (санъё). Сосай должен был быть принцем. Гидзё (10 чел.) – члены императорской фамилии, кугэ и представители крупных юго-западных княжеств. Санъё (20 чел.) – аристократы и представители важнейших княжеств (по 3 чел.). Санъё распределялись по отраслям управления, где работали под руководством гидзё. В подчинении этих трёх категорий находились кёку (департаменты).
С 17 мая 1868 – государственная власть сосредоточена в руках государственного совета (дадзёкан), состоявшего из консультативного совета и нескольких ведомств (кан), во главе каждого из которых стоял принц крови или представитель кугэ или высших самураев. Средние и низшие должности занимали самураи более низких рангов. Консультативный совет состоял из верхней (вся полнота власти) и нижней (совещательный орган) палат.
Ограничение власти даймё.
Курс на развитие городов.
В 1868 г. было восстановлено императорское правление. Во главе Японии – 16‑летний император Муцихито. Его правление получило название эпохи Мэйдзи, т.е. просвещенного правления. По сути это был период важных политических событий и социально-экономических преобразований. Поэтому переворот Мэйдзи считают буржуазной революцией 1867–1868 гг., выведший Японию на уровень мировых держав. Молодой император, окруживший себя умелыми министрами и советниками, в первый же год перенеся столицу Японии из Киото в Эдо, переименованный в Токио, начал осуществлять программу реформ. Основные социально-экономические и политические преобразования:
1) завершен процесс объединения государства. Ликвидированы феодальные княжества и созданы префектуры. Формирование централизованного государства – решающий фактор превращения Японии в мощную мировую державу;
2) отменены феодальный строй, феодальные права князей и самураев; указ 1869 г. обязывал феодалов передавать свои владения императору;
3) отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, ликвидирован цеховой строй, гильдии и кланы;
4) отменено сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, провозглашена свобода торговли и передвижения по стране;
5) учреждено новое сословное деление общества. Если прежде сословий было четыре, теперь стало три. Дворянство представляло высшее сословие (в него вошли бывшие феодальные князья, придворная аристократия). Второе сословие – дворянство (все бывшие самураи). И третье сословие – простой народ, к которому отнесены остальные слои населения, в том числе торгово-промышленная буржуазия;
6) сняты все внутренние таможни, введена единая денежная единица (цена с золотым обеспечением).
Безусловно, эти меры способствовали образованию единого всеяпонского рынка, единого экономического пространства. Тем не менее революция считается незавершенной. Новый политический режим защищал интересы помещиков, хотя к власти допускалась и буржуазия. Высшие государственные посты были предоставлены придворной знати. Реформы носили двойственный характер и проводились постепенно. Феодальные элементы не подвергались немедленной ломке, а приспосабливались к новым условиям хозяйствования.
Экономика
Возросло производство риса и появился спрос на товары первой необходимости в городах. Денежная экономика проникла в японскую деревню. Покупка инструментов и удобрений, разведение технических и садовых культур стали нормой. Из-за этого цены на рис упали, что породило хронический дефицит бюджета сёгуната и княжеств, финансы которых зависели от поставок натуральной дани.
Признаны монопольные права японских картелей кабунакама в обмен на уплату ими высоких налогов.
Происходят многочисленные «рисовые бунты». Крестьян насильно возвращают из городов деревню и ограничивают выращивание сельскохозяйственной продукции на продажу.
Первая половина XIX в. – неурожаи и массовый голод. Курс вновь сменился на поддержку сёл.
С 1871 г. – отмена запрета на продажу земли и признание существования частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка. Система сертификатов ликвидировала традиционную общинную форму землевладения.
1873-1880 гг. – земельно-налоговая реформа.
Экономика перешла на индустриальный вектор развития, наблюдается промышленный рост, появляются новые технологии (железная дорога).
Культурные особенности
Эдо становится культурным центром. На первый план выходит «укиё» - мир земных удовольствий (деньги, весёлые кварталы, публичные дома, чайные домики, общественные бани).
В XVIII в. кукольный театр дзёрури стал утрачивать ведущую роль, уступив театру кабуки.
В изобразительном искусстве появляется стиль бундзин (Икэ Тайга, Ёса Бусон).
На протяжении всего XVIII в мастера гравюр искали способы передачи чувств и действий своих современников.
Во второй половине XVIII в. всё сильнее ощущается влияние запада, в живописи появляется реалистическая школа (Маруяма Окё). Большой популярностью пользовались гравюры (сначала женские образы, с конца XVIII в. – пейзажи (Хокусай)).
70-е гг. XIX в. – «период безоглядной вестернизации». Начиная с 80-х – рост национализма, нарастание внутреннего протеста против вестернизации, возвращение к традиционным ценностям.
Представители «просвещённого национализма» стремились заимствовать лучшие достижения Запада, но при этом сохранить самобытность японской культуры.
Философия и литература
Жанр хайку – Такараи Кикаку, Хаттори Рансэцу, Ёса Бусон, Кобаяси Исса.
Получили распространение многочисленные жанры, определяемые обычно общим понятием «литературы гэсаку», т. е. легкой, развлекательной литературы.
Во второй половине XVIII в. большую популярность приобрел жанр сярэбон — повестей о веселых кварталах, где описывались нравы, своеобразный этикет, костюмы и речь обитательниц и завсегдатаев этого специфического мирка. Не менее популярен был возникший примерно тогда же жанр кибёси — юмористических повестей, в которых текст органически сочетался с многочисленными дополнявшими и пояснявшими его иллюстрациями.
Однако вскоре эти жанры оказались под запретом властей. в первой четверти XIX в. сформировался жанр «повестей о чувствах» — ниндзёбон (Томэнага Сюн-суй «Сливовый календарь любви» («Сюнсёку умэгоёми», 1832-1833)). Позднее нидзёбон уступил жанру «ёмихон» («книга для чтения») - романы, воспевавшие самурайскую доблесть и конфуцианские добродетели.
В области религиозно-философской мысли – выдвижение на первый план конфуцианских идей.
Происходит возрождение синтоизма (неосинтоизм), обращение к истории. В то же время – большой интерес к достижениям европейской мысли.
С конца XVIII в. постепенно исчезала трансцендентная направленность религиозно-философской мысли, появлялся критический взгляд на установившуюся систему ценностей, возникал интерес к отдельной личности, до того полностью интегрированной в социальную группу.