Выполнила: София Кострова, ИФЧ, 3 курс, педагогическое культурологическое образование.
Главные исторические события Франции.
01.09.1715 г. – смерть Людовика XIV;
Происходит смена монарха – на французский престол восходит его правнук Людовик XV, который правит до 1774 года.
1756 – 1762 г. – Семилетняя война. Участники: Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония, Швеция против Пруссии, Великобритании и Португалии.
10.05.1774 г.– Смерть Людовика XV. Людовик XVI – новый король Франции.
1774–1781 г. – Реформы Тюрго.
02.06.1778 г. – Союз Франции с Североамериканскими штатами. Начало войны между Францией и Великобританией из-за союза Франции с США.
1787 г. – Реформа муниципальных советов при Людовике XVI.
08.08.1788 г. –Генеральный совет назначает открытие Генеральных Штатов королевства на 1 мая 1789 г.
27.12.1788 г. – Королевский указ о порядке выборов в Генеральные штаты. Число депутатов третьего сословия приравнено количеству депутатов от первых двух сословий взятых вместе.
05.05.1789 г. – Открытие Генеральных штатов.
1789 г. – Великая французская революция.
июнь 1789г. – Народные волнения в Париже. Присоединение армии к народу.
17. 06. 1789 г. – Депутаты третьего сословия провозглашают себя Национальным собранием.
07.12.1789 г. – Первые столкновения восставшего народа с королевскими войсками на лицах Парижа.
13.07.1789 г. – Учреждение национальной гвардии.
14.07.1789 г. – Штурм и взятие Бастилии.
04.08.1789 г. – Декларация депутатов от дворянства и духовенства об отказе от феодальных привилегий.
26.08.1789 г. – Принятие Декларации прав человека и гражданина.
21.10. 1789 г. – Введение военного положения в Париже и запрещение собраний.
20.06.1791 г. – Бегство Людовика XVI и его семьи
26.08.1791 г. – Декреты о создании в Лувре Музея искусств и науки.
03.09.1791 г. – Принятие Учредительным собранием Конституция Франции.
13-14.09.1791 г. – Утверждение конституции Людовиком XVI и восстановление его на троне.
10.08.1792 г. – Народное восстание в Париже. Взятие Тюильрийского дворца. Свержение монархии.
22.09.1792 г. – Провозглашение Франции республикой. Первая республика
21.01.1793 г. – Казнь Людовика XVI.
1793 г. – контрреволюционные движения. Установление Якобинской диктатуры.(Якобинский террор)
20-22.05.1795 г. – Народное восстание в Париже с требованием "Хлеба и конституции».
1795 г. – захват Нидерландов.
1797г. – захват Венеции.
1798-1801г. – Египетская экспедиция
1799-1814 г. – правление Наполеона (в 1804 провозглашён императором; происходит становление Первой империи). В 1800—1812 годах Наполеон путём завоевательных походов создал всеевропейскую империю, а в Италии, Испании и других странах правили его родственники или ставленники. После поражения в России и очередного объединения антинаполеоновской коалиции держава Наполеона распалась.
16.10.1799 г. – Прибытие Бонапарта в Париж.
09-10.11.1799 г. – Государственный переворот. Наполеон Бонапарт становится консулом вместе с Сийесом и Роже-Дюко.
16.05.1804 г. – Наполеон провозглашен Французским императором (коронация 2.12.1804).
21.10.1805г. –Трафальгарская битва. Поражение франко-испанского флота.
02.12.1805г. – победа Французов под Аустерлицем.
1806 г. – четветрая антифранцузская коалиция.
1809 г. – пятая антифранцузская коалиция.
1810 г. – промышленный кризис во Франции.
24.06.1812 г. – вторжение Наполеона в Россию.
07.09.1812 г. – битва при Бородино
9.09.1812 г. – захват Москвы, 23.11 — бегство в Париж.
12.07.1813 г. – Пражский конгресс.
16–19.10.1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге.
март 1814г. – отречение Наполеона.
1815 г. – сто дней Наполеона.
1815 г. – Битва при Ватерлоо.
июль 1815 г. – Людовик XVIII -король Франции
18.03.1830 г. – Начало кризиса во Франции. Вотум недоверия кабинету министров Де Полиньяка палатой депутатов.
16.05.1830 г. – Роспуск палаты депутатов во Франции. Назначение новых выборов.
25.07.1830 г. – Ввод королем Франции Карлом X ордонансов об ограничении свободы печати и введение цензуры, о роспуске палаты депутатов, об новом избирательном праве и проведении
новых выборов в сентябре.
27.07.1830 г. – Восстание в Париже.
1814-1830 г. – период Реставрации, базировавшийся на дуалистической монархии Людовика XVIII (1814/1815-1824) и Карла X (1824—1830).
1830 г. – Июльская монархия. Революция свергает Карла X, власть переходит к принцу Луи-Филиппу Орлеанскому, к власти пришла финансовая аристократия.
22-25.02.1848 г. – Революция во Франции. Франция провозглашена республикой. Образовано Временное правительство. Приняты социальные декреты.
27.04.1848 г. – Принят Декрет от отмене рабства во французских колониях.
07.06.1848 г. – Учредительное собрание приняло закон против революционных демонстрациях.
04.11.1848 г. – Национальное собрание приняло Конституцию Второй республики.
10.12.1848 г. – Луи Наполеон Бонапарт избран президентом Франции.
1848-1852 г. – Вторая республика.
1852-1870 г. – правление Наполеона III — Вторая империя.
02.12.1851 г. – Государственный переворот во Франции, Луи Наполеон Бонапарт отдал приказ на арест оппозиционеров и роспуске Национального собрания.
19.07.1870 г. – начало Франко-прусской войны 1870—1871 гг.
02.09.1870 г. – Победа прусской армии над французской под Седаном. Император попал в плен и отрекся от престола. Конец второй империи во Франции.
04.09.1870 -1940 г. – Третья республика, провозглашённая после пленения Наполеона III под Седаном во франко-прусской войне 1870-71.
10.05.1871 г. – Франкфуртский мир. Окончание франко - германской войны.
Март — май 1871 г. – существовала Парижская коммуна.
1879 -1880г. – создана Рабочая партия. В начале XX века образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и других) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса), которые объединились в 1905 (французская секция рабочего интернационала, СФИО). К концу XIX века в основном завершилось образование французской колониальной империи, включавшей в себя огромные владения в Африке и Азии.
Политическая система Франции.
С момента образования во Франции государственного устройства с главенствующей властью короля политическим строем в ней был абсолютизм. Эпоха абсолютного главенства завершилась в XVIII веке, конец которого стал переломным для Франции и катастрофическим для «просвещенного абсолютизма».
К этому времени система управления государством, основанная на верховной власти короля, которому подчинялись министры и губернаторы провинций была в глубоком кризисе, которому способствовало такое явление как продажа государственных должностей, распространявшееся на весь государственный аппарат, как в Париже, так и в провинциях.
Впервые в истории страны были сформированы местные органы власти, составленные в основном из представителей третьего сословия. Более того, этим органам было предоставлены беспрецедентные права по управлению местными делами, урезавшие полномочия королевских интендантов, которые ранее были полновластными хозяевами в провинциях. Как пишет А. Токвиль, эти провинциальные собрания сразу же после своего образования в 1787 г. «вступили в скрытую, а порой и явную войну с интендантами», что немедленно изменило положение дел в провинциях. Следующим шагом по либерализации системы управления стал созыв Людовиком XVI в 1789 г. Генеральных Штатов (в предыдущий раз Генеральные Штаты собирались лишь в 1614 г.), которые до этого собирались лишь в 1614 году.
После сбора Генеральных Штатов возник вопрос должны ли Штаты сохранить старую сословную форму. Третье сословие решило вопрос радикально, объявив себя Национальным собранием и предложив другим сословиям объединиться на этой почве.Дворяне были не довольны подобными реформами, поэтому вскоре довольно нерешительный Людовик XVI вступил на путь контрреформ. Приказав восстановить старый порядок голосования по отдельным сословиям.
11 июля 1789 года король Людовик XVI, который постоянно колебался становясь то на сторону народа, то на сторону придворных, действуя под влиянием консервативного дворянства, а также своей супруги, Мария-Антуанетты, и своего брата, графа д’Артуа (будущего короля Карла Х), отправляет в отставку и высылает из страны министра-реформатора Неккера, а также полностью реорганизует министерство. Большинство парижан, считая эти действия началом роялистского переворота, перешли к открытому восстанию.
Так началась Великая французская революция.
4 августа 1789 года Национальное собрание упразднило феодальную систему, покончив одновременно с помещичьими правами второго сословия и с церковными десятинами первого сословия. Всего лишь в течение нескольких часов знать, духовенство, горожане, провинции, артели и города с местным самоуправлением лишились своих особых привилегий. Революция также вызвала начало существенного смещения центра власти от главенства Римско-католической церкви к светскому государству. В конце августа 1789 года была принята «Декларация прав человека и гражданина», но уже в конце октября введено военное положение в Париже и запрещены собрания. До середины июня 1791 года. Людовик XVI оставался в Париже, но затем бежал. В сентябре 1791 года Учредительным собранием была принята Конституция Франции и Людовик XVI восстановлен на троне.
В августе 1792 года произошло восстание в Париже, взят Тюильрийский дворец, монархия свергнута. 22 сентября 1792 года Франция провозглашена республикой. В январе 1793 года Людовик XVI был казнен. В том же году установлена Якобинская диктатура. XVIII век завершился прибытием в Париж Наполеона Бонапарта, который с помощью государственного переворота 9-10 октября 1799 года, становится консулом вместе с Сийесом и Роже Дюко.
Девятнадцатый век Францияначала еще как республика. Но в 1804 году эту ситуацию исправил Наполеон, после него до 1848 года Франция будет монархией. А период с 1814 года по 1830 назовут Реставрацией Бурбонов.
1830 год начался кризисом – кабинету министров объявлен вотум недоверия, палата депутатов была распущена и назначены новые выборы. 25 июля 1830–года король Карл X издал ордонанс об ограничении свободы печати, введении цензуры и проведении новых выборов в сентябре. 27 июля в Париже произошло восстание и 31.07.1830 г. парламент провозгласил Луи Филиппа королем Франции. Июльская монархия просуществовала с 1830 по 1848 год. В феврале 1848 в результате революции во Франции образовалась
Вторая Республика, которая просуществовала до 1852 года. Было образованно временное правительство и приняты и приняты социальные дикреты. На выборах в Учредительное собрание победили республиканцы, в июне собрание приняло Конституцию Второй республики, а в декабре Луи Наполеона Бонапарта избрали президентом Франции. В декабре 1851 года Луи Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот, отстранив оппозиционеров и распустив национальное собрание, после которого в 1852 году была установлена авторитарная империя (Вторая Империя) до 1870 года. В 1870 году началась франко-прусская война. В результате победы прусской армии под Седаном император попал в плен и отрекся от престола. В сентябре 1870 года во Франции провозглашена третья республика. 18 марта 1871 года в результате восстания была создана Парижская коммуна --
революционное правительство Парижа. Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. (Марксисты считали их первым примером диктатуры пролетариата).
Период с 21 по 28 мая 1871 года был назван «Кровавой неделей», это были последние бои защитников Парижской коммуны.
В январе 1875 была принята конституция Третьей Республики, которая была образована сразу после отречения Луи Наполеона Бонапарта и просуществовала до 1940 года.
Экономика Франции.
К началу XVIII века французская казна была почти опустошена, Национальное богатство Франции резко уменьшилось, а государственный
долг вырос. В августе 1720 года французский государственный Банк Ройяль
объявил себя банкротом. Борьба, разгоревшаяся во Франции по вопросу о реформах, свидетельствовала о глубоких противоречиях, раздиравших общество в середине XVIII в. Они были обусловлены, с одной стороны,
успехами капиталистического развития, с другой – многочисленными пережитками средневековья во многих областях жизни.
Капиталистические общественные отношения зародились во Франции еще в средние века, а в начале нового времени развивались быстрее, чем в большинстве других государств Европы. Предпосылками для этого послу
жили активное участие Франциив мировой торговле, особенно в XVII – XVIII вв., относительно высокий уровень сельскохозяйственного и промышленного производства, накопленные значительных капиталов, много
численное население, обеспечивавшее спрос на товары и услуги, и т. д.
В сельской местности почти повсеместно сохранялся сеньориальный строй. Серьезным препятствием для распространения капиталистической культуры служили сохранившиеся со средних веков разделение общества на
сословия и разного рода сословные привилегии. В городах существовала средневековая регламентация ремесла и торговли. Совокупность общественных отношений предреволюционной Франции обычно называют
«старым порядком».
Наполеон завершил реформу государственных финансов, начало которой положило прежнее правительство. Став первым консулом, Наполеон
реорганизовал систему сбора налогов, укрепил систему кредита, был образован Французский банк, действовавший под государственным контролем, это обеспечило стабильность рынка ценных бумаг, в обращение был введен серебряный франк, свободно обменивавшийся на бумажные деньги. Значительно увеличились инвестиции в промышленность. Однако Континентальная блокада в период войн Наполеона привела к экономическому кризису. Искусственное
закрытие рынка заметно ослабило для французских промышленников стимулы к повышению производительности труда .
Темпы промышленная революция в начале XIX в. замедлились, еще медленнее развивалось сельское хозяйство. Экономическому прогрессу во многом способствовало Правительство Июльской монархии, обеспечив развитие транспортной инфраструктуры. Во времена второй республики Франция опять погружается в экономический кризис. 70-е годы XIX в. были временем завершения промышленной революции. Основные отрасли промышленности Франции (хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная ).Преобладающую часть продукции выпускали с применением машинной техники и индустриальной технологии. Однако процесс индустриализации страны был еще далек от завершения. Основной отраслью оставалось сельское хозяйство. С середины 1870 годов промышленность страны вновь оказалась в депрессивном состоянии. Только начиная с 1890 годов наметилась постепенное ускорение роста промышленности.
Культурные особенности Франции.
XVIII век – это не только знаменательный этап развития духовной жизни и культуры Франции и Европы, но и важнейшая веха в истории всего человечества, недаром он носит имя «Век Просвещения». И хотя идеи Просвещения зародились в Великобритании, но с его задачами, идеалами и духовными ценностями Европа знакомилась по произведениям французских мыслителей.
Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские просветители обращались к обществу как нации не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества». Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут XVIII век. Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре XVIII века общеевропейское значение.
Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, ведущими становились светские реалистические и «галантные» жанры. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры XVIII века, она разнообразна и полна контрастов. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. У художников-реалистов борьба за эмансипацию, индивидуальное и гражданское самосознание личности принесла в их творчество тонкий психологический анализ, интерес к конкретному индивидууму.
Главенствующим стилем эпохи Просвещения был классицизм, зародившийся еще в XVII веке. Искусство классицизма сыграло огромную роль в деле подготовки французской революции 1789 года. Обращение к гражданственным идеалам античности, свойственное классицизму, помогло создать иллюзии о всеобщности идеалов, за которые шла борьба.
Революция выдвинула новый вид массового искусства — декоративное оформление революционных празднеств, являвших собой своеобразный синтез различных искусств.
Классицизм и барокко, как художественные стили, были привнесены в искусство Франции извне, законодательницей в них был Италия. Во Франции в эту эпоху родился стиль рококо. Направление рококо не было однородным. Утратившее драматизм и энергию «большого стиля» XVII столетия, искусство клонившегося к упадку дворянского общества было утонченным, призывавшим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эстетического наслаждения.
Типичным явлением XVIII века стали периодические выставки Королевской Академии.
Новым, характерным для XVIII века было зарождение эстетики и развитие художественной критики, отражавших борьбу течений в искусстве.
Просветители придавали большое значение искусству. Они сблизили понятия прекрасного и нравственного, добродетельного.
По мере нарастания революционного подъема просветительская критика переходила от утверждения частно-бытовой добродетели к понятию добродетели общественной, революционно-героической, республиканской.
На протяжении столетия, от Великой буржуазной революции 1789 года до конца XIX века, французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Это было закономерно и обусловлено передовой ролью Франции в политической и общественной жизни Европы, классовая борьба между дворянством, буржуазией, пролетариатом протекала в классически ясных формах. Выдающиеся достижения французского искусства были связаны с революционными идеями эпохи, в них нашли отражение героические события и образы.
Пафос революционной борьбы вызвал к жизни реалистическое искусство, правдиво и вдохновенно воплощающее важнейшие события общественной жизни, известных и безымянных героев, людей труда. Художники стремились к созданию героических и конкретно-исторических образов современников, к выявлению национальных особенностей родной природы. В суровых условиях обостряющихся противоречий установившегося буржуазного строя, вопреки преследованиям со стороны правящих классов лучшие французские художники утверждали принципы гуманизма, общественную значимость искусства. Их поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, передачи богатства форм и движений привели к пересмотру всей живописной системы.
Буржуазная революция 1789 года открыла новый период в истории Европы и вместе с тем новый этап в развитии искусства. Свершившаяся во Франции буржуазная революция запоздала по сравнению с Англией, но по результатам своим была более значительной, так как принесла полную победу буржуазии над феодальным обществом. Огромную роль в деле подготовки революции играло искусство классицизма Революционное правительство умело использовало агитационную силу искусства. Создаются музеи искусства Франции. Новое, революционное искусство развивалось в упорной борьбе с Королевской Академией, которая в 1793 году была упразднена по постановлению Конвента.
В первой половине XIX века искусство и литература необыкновенно живо откликались на события политической жизни. В этот период сложился стиль ампир, базирующийся на классических традициях. Ампир был призван прославлять наполеоновскую империю. Более поздняя, по сравнению с ампиром, разновидность классицизма, называемая обычно академическим искусством, или академизмом, была консервативной по своему духу. Свое название это направление получило от художественных академий, в частности Королевской академии живописи и скульптуры. В противовес официальному Ампиру стиль Романтизм. С самого начала романтизм претендовал на мировоззренческую глубину и оказал большое влияние на
Развитие общественной мысли. Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в. Отвлеченным общественным идеалам романтики
противопоставляли, с одной стороны, самоценность отдельной человеческой
личности, с другой – самобытность каждого народа. Со времен революции 1830 г. к искусству стали активно прибегать как средству политической агитации и пропаганды, обращенному к широким слоям населения.
Это способствовало расцвету самого подвижного и доступного для простого народа вида изобразительного искусства – графики, в особенности газетно-журнальной. Во второй половине XIX века, большое распространение вновь
получило такое направление как реализм, одной из причин этого явились новые открытия и достижения науки того времени.
В последней трети XIX в. Франция завоевала всемирное признание как законодательница художественной моды, а Париж стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, музыкантов из многих стран
мира. Именно во Франции возникали новые направления в искусстве и создавались художественные произведения, которые со временем покоряли весь мир. Не в последнюю очередь этому способствовала широкая свобода научного, литературного и художественного творчества, которую обеспечивала Третья республика.
Философия и литература Франции.
В XVIII веке Франция стала классическим воплощением эпохи Просвещения.
Важным теоретическим источником французского Просвещения было картезианство. Философия Декарта ориентировала на объяснение явлений природы естественными причинами, и эта линия была развита в XVIII в. Первым во Франции произведением литературы, написанным в духе идей Просвещения, считаются «Персидские письма» Шарль-Луи Монтескьё, опубликованные в 1721 года. Монтескье отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христианской идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической точек зрения, является великой учительницей будущих поколений. Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. Критикопоэнавательнаялиния в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри, Гольбах , особенно Гельвеции . Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона и Дидро тоже имело материалистически-пантеистические черты. Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бейль, боролся против нетерпимости и догматизма.
В своем труде «Общественный договор» Руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. Проповедь Жана Жака Руссо, призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка.
Огромное внимание просветители уделяли книгоизданию, понимая его значение в распространении новых знаний. XVIII столетие было отмечено рядом монументальных проектов издания научной и справочной литературы по различным отраслям современного знания, не имевших себе равных в прошлом. В 1749 г . начала выходить «Естественная история» французского натуралиста Жорж-Луи Бюффона, издание которой было прервано лишь смертью автора в 1788 г. (всего было выпущено 36 томов).
Но самым важным научным результатом этого периода истории французского духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Даламбером (1751-1772, 28 т., 8 т. дополнений, 1776-1777).
Французская революция 1789 была в такой же степени подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут свое происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с гуманистической и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка – Габриеля Бонно де Мабли – и Морелли . «Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологическая идеология Кабаниса и Ларомигьера. Большее влияние оказала группа христианских философов периода Реставрации. Мадам де Сталь и Шатобриан были связаны с этой группой.
Критические работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании» сыграли важную роль в борьбе за идейный реализм. С особой остротой разоблачали фривольность искусства рококо Дидро и Руссо — они выступали в защиту художественных идеалов третьего сословия. Анализируя произведения современного искусства, Дидро давал их оценку с точки зрения трезвости мысли и наблюдений, реалистической цельности и демократической направленности, выражения типичности, не забывая, однако, и о художественном совершенстве. Наряду с требованием правды, содержательности и поучительности он выдвигал перед художниками проблему общественной активности искусства и постоянного контроля разума над художественным творчеством. У Руссо формула «подражание природе» сочеталась с признанием огромной роли воображения, экспрессии чувств, в чем он предвосхищал романтиков. Сосредоточивая внимание на проблеме индивидуальности, на культе личных чувств, Руссо выступал в защиту искусства народного, массового.Руссо мечтал о выражении патриотического идеала в «красивой строгой форме», о художнике-гражданине, который сумел бы претворить в художественные образы «мужественную сильную красоту».
В то время как в XIX веке идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, в самой Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление, основные представители которого – Мэн де Биран, Т. Жоффруа. В это время на франц. мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивно-идеалистическая немецкая философия. От Д'Аламбера ведет свое начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит свое законченное философское выражение у О. Конта. Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Канта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, творцами которых были Сен-Симон, Фурье, Консидеран и Прудон . Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями; последние ярко выражены, в частности, у Пьера Леру и у Жана Рейно . Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками. В области психологии большой успех имели Т. Рибо, А. Бине и Пьер Жане , которые оказали влияние также на нем. науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать: Анри Пуанкаре, П. Дюгема и особенно Л. Купюра, в качестве философа естествознания – Антуана Курно История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери и П. Дюгема. Наконец, в XIX в. возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане, Э. Вашеро, Ф. Равесон-Молье, Ш. Секретан и виталистская метафизика.
Развитие французской литературы в эту эпоху шло под сильнейшим влиянием романтизма.
В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит
выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. Романтизм
способствовал необыкновенном у расцвету лирической поэзии. Яркое воплощение романтизм получил в литературе, где под его влиянием расцвел жанр романа. Мощный толчок развитию этого жанра дали произведения крупнейших писателей первой половины XIX в., начинавших свой творческий путь под влиянием романтизма. Многие деятели литературы и
искусства второй половины XIX в. восприняли позитивистское мировоззрение. В их творчестве возобладала тенденция к точному и беспристрастному показу различных сторон жизни «как они есть на самом деле». Особенно ярко эта тенденция проявилась в творчестве писателей и художников так называемой натуралистической школы. Одним из наиболее крупных ее представителей был французский писатель Эмиль Золя. Множество литераторов прославили французскую литературу XIX века, среди них особенно выделяются Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер.
Список литературы:
1) Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Т. 2. СПб.: Петрополис, 2001. 320 с.
2) Смирнов В. П. Франция: Страна, люди, традиции. — М.: Мысль, 1988. — 288 с.
3) Карлейль Томас. Французская революция. История / Пер. с англ. Ю. В. Дубровина, Е. А. Мельниковой. М.: Мысль, 1991. 576 с.: ил.
- Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. Учебник для вузов, — М .: Дрофа, 2005. — 474 с.
- История Европы в 8 томах: С древнейших времен до наших дней. Том 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. М.: Наука, 2000. 667 с.
- Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. М.,: Республика, 1995.- 496 с.
- Кропоткин П. А. Великая Французская революция. 1789—1793. М., 2003.
- История Франции. 3 томах.- М.: «Наука», 1972-1973.
- История Европы. От французской революции конца XVIII века до первой мировой войны //