XVIII век
1701 – основание Йельского университета в городе Нью-Хэйвен колонии Коннектикут;
1718 — французы основывают Новый Орлеан, ставший столицей колонии Луизиана с 1823 года и центром продвижения французской колонизации на территории современных США;
1728 — открытие российской экспедицией Витуса Беринга Острова Святого Лаврентия — первой американской территории открытой Россией;
1732 — открытие Аляски экспедицией И.Федорова и М.Гвоздева;
1742 — вторжение испанских войск в Джорджию в ходе Войны за ухо Дженкинса, закончившееся победой англичан;
1744 — Война короля Георга;
1745 — Осада Луисбурга;
1746 — основание колледжа Нью-Джерси — будущего Принстонского университета;
1751 — Бенджамин Франклин основал Филадельфийскую академию — будущий Пенсильванский университет;
1754 — основание Королевского колледжа в Нью-Йорке — будущего Колумбийского университета;
1754—1760 — Франко-индейская война, как американский театр Семилетней войны, в результате которой Франция лишается своих колоний в Северной Америке;
10 февраля 1763 — Парижский мирный договор между Англией Францией и Испанией по которому испанская Флорида и Канада, Акадия и Восточная Луизиана переходили по контроль Британской империи, а Западная Луизиана под контроль Испании;
1773-1787 – Американская революция;
16 декабря 1773 — Бостонское чаепитие — начало Американской революции;
1787 – принятие Конституции;
1789 — Первые выборы президента США. Первым президентом США становится Джордж Вашингтон, единственный президент, получивший 100 % голосов выборщиков.
30 апреля 1789 — 4 марта 1797 -- Президент США Джордж Вашингтон;
1789, 25 сентября — Принятие Билля о правах — первых десяти поправок к Конституции США, гарантирующих основные права и свободы граждан;
27 октября 1795 — Договор Сан-Лоренцо, в соответствии с которым устанавливалась граница между США и испанской Флоридой. Соединённые Штаты получили южные районы современных штатов Миссисипи и Алабама.
4 марта 1797 — 4 марта 1801 -- Президент США Джон Адамс.
XIX век
1800 — Перенос столицы США из Филадельфии в Вашингтон;
1 октября 1800 — договор Сан-Ильдефонсо по которому Испания возвращала Франции Луизиану;
4 марта 1801 — 4 марта 1809 -- Президент США Томас Джефферсон;
1803—1806 — Экспедиция Льюиса и Кларка — первая американская экспедиция к берегам Тихого океана, имевшая огромное значение в геополитическом, научном и экономическом плане;
4 марта 1809 — 4 марта 1817 -- Президент США Джеймс Мэдисон;
1810 — король Камехамеха Великий устанавливает полный контроль над Гавайскими островами и основывает Королевство Гавайи;
1810—1821 — Мексиканская война за независимость, в ходе которой Техас перешел под контроль Мексики;
1812—1815 — англо-американская война;
18 июня 1812 -- Соединённые Штаты Америки объявляют войну Британской империи;
17 февраля 1815 — ратифицировано Гентское соглашение, официальное окончание войны;
4 марта 1817 — 4 марта 1825 — Президент США Джеймс Монро;
1820 — Миссурийский компромисс, позволивший сохранить баланс между Севером и Югом ещё три десятилетия;
1821 — вождь племени чероки Секвойя изобретает слоговое письмо чероки, принятое в 1825 в качестве официальной письменности языка Нации чероки;
1823 — Первое изложение Доктрины Монро, как основополагающей внешнеполитической концепции США;
4 марта 1825 — 4 марта 1829 — Президент США Джонатан Куинси Адамс;
1828 — Основание Демократической партии США.
4 марта 1829 — 4 марта 1837 -- Президент США Эндрю Джексон;
1830, 28 мая — конгресс США принимает закон о депортации индейцев восточного побережья США на запад в будущую Оклахому;
1831 — Восстание рабов под руководством Нета Тёрнера;
1831—1847 — Переселение индейцев Пяти цивилизованных племён на Индейскую территорию по Дороге слёз;
1835—1836 — Техасская революция;
4 марта 1837 — 4 марта 1841 -- Президент США Мартин Ван Бюрен;
1837—1838 — Восстание Патриотов — восстание франкоканадцев под руководством Луи-Жозефа Папино в британском Квебеке, поддержанное американскими добровольцами;
1838 — Мормонская война в Миссури — конфликт между святыми последний дней и их соседями на северо-западе штата Миссури. Исход мормонов в Иллинойс;
4 марта — 4 апреля 1841 — Президент США Уильям Генри Гаррисон;
4 апреля 1841 — 4 марта 1845 — Президент США Джон Тайлер;
1844—1846 -- Мормонская война в Иллинойсе — вооружённый конфликт между мормонами и населением Иллинойса, завершившийся уходом святых последних дней на запад на территорию Мексики;
4 марта 1845 — 4 марта 1849 — Президент США Джеймс Полк
1845, 29 декабря — Присоединение Республики Техас к США на правах штата;
1846—1848 — Американо-мексиканская война;
1848—1855 — Золотая лихорадка в Калифорнии, способствовавшая быстрому заселению англоязычными переселенцами американского Запада;
4 марта 1849 — 9 июля 1850 -- Президент США Закари Тэйлор;
9 июля 1850 — 4 марта 1853 -- Президент США Миллард Филлмор;
1850 — Компромисс Клея: Закон о поимке беглых рабов на всей территории США в качестве компромисса с Югом по вопросу о принятии в Союз Калифорнии в качестве свободного штата;
4 марта 1853 — 4 марта 1857 -- Президент США Фрэнклин Пирс;
1854 — Основание Республиканской партии США;
1854—1856 — Гражданская война в Канзасе, ставшая репетицией Гражданской войны;
4 марта 1857 — 4 марта 1861 — Президент США Джеймс Бьюкенен;
1859 — Восстание Джона Брауна в Виргинии против рабства, завершившееся победой федеральных войск;
1860—1861 — Сецессия рабовладельческих штатов из Союза;
4 марта 1861 — 15 апреля 1865 — Президент США Авраам Линкольн
1861—1865 — Гражданская война;
1865 — начало занятий в Массачусетском технологическом институте — одном из лидеров в науке и технологиях;
1867 — покупка Аляски у России;
1887 — Принятие конституции на Гавайских островах. Установление режима конституционной монархии в королевстве;
1893 — Свержение королевы Гавайских островов Лилиуокалани в результате государственного переворота, организованного американскими представителями и установление режима протектората;
1894 — провозглашение марионеточной Республики Гавайи во главе с американцем Сэнфордом Доулом;
1898 — Испано-американская война в результате которой США получили Филиппины, Гавайи, Пуэрто-Рико и некоторые другие территории. Куба стала зависимой от США вплоть до Кубинской революции в 1959 году;
1898 — Аннексия Соединеннымии Штатами Гавайских островов.
Век
Политическая система
XVIII
Некоторые изменения в жизни Америки обозначились уже с начала XVIII века. Утрехтский договор (1713) между Англией, Францией, Испанией и Голландией ограничил территории влияния Франции и Испании и объективно создал условия, в которых североамериканские колонии могли проявлять большую политическую и экономическую инициативу.
В процессе выработки и принятия Конституции США в недрах американских правящих кругов складывались первые политические группировки. Они создавались вокруг отдельных лидеров, предлагавших альтернативные варианты национальной внутренней и внешней политики США. В Конгрессе в этой связи зародились так называемые партийные кокусы. Вокруг Александра Гамильтона сформировался кокус федералистов - сторонников сильного федерального правительства; вокруг Томаса Джефферсона объединились так называемые антифедералисты (или республиканцы), отстаивавшие "права штатов". Идеологически они расходились, как никогда в истории двухпартийной системы США: первые выступали за аристократический характер республики, тогда как вторые были сторонниками демократической республики.
XIX
Прошло немало лет, пока столичные партии США окончательно сформировали свои партийные организации в штатах. Однако уже к 1800 г. как федералисты, так и антифедералисты были уже способны вести президентские выборы на общенациональном уровне, создав вокруг себя развитую партийную сеть в большинстве американских штатов. Особенно преуспели в этом деле антифедералисты, хотя и их партийная сеть, по сравнению с современной, носила весьма примитивный характер и функционировала временно, только в период избирательных кампаний.
После 1815 г., в эру так называемого "доброго согласия" первая двухпартийная связка, выполнив свою задачу, фактически перестала функционировать, как избирательный механизм н общенациональном уровне.
Таким образом, обе партии в США в начальный период своей истории имели переходный характер. Хотя Конституция США не имела статей о партиях, тем не менее именно борьба вокруг статей этой конституции обусловила складывание первой двухпартийной системы в США. Сначала в кабинете первого президента США Дж. Вашингтона, а затем в Палате представителей стали возникать фракции, которые по-разному понимали характер молодой американской республики: быть ей демократической или аристократической. В то же время партии различались по своим региональным симпатиям, поскольку выражали разные экономические интересы.
Четко раскол в правящих кругах США проявился после появления в конце XVIII в. амбициозной экономической программы министра финансов США в кабинете Вашингтона А. Гамильтона. Эта программа предлагала курс страны на индустриализацию. Государственный секретарь США в это время Т. Джефферсон резко выступил против экономической программы А. Гамильтона, отстаивая фермерский путь развития Соединённых Штатов. В Палате Представителей его поддержал конгрессмен Джеймс Мэдисон.
В 1793-1794 гг. разногласия между Джефферсоном и Гамильтоном ещё больше обострились в связи с их различным отношением к революционной Франции. Джефферсон осуждал англофильский курс Гамильтона. Эти разногласия способствовали процессу партийной мобилизации американцев либо вокруг федералистов, либо вокруг антифедералистов. Сторонники первых отстаивали урбанистский путь развития США под руководством сильного федерального правительства, добиваясь в этой связи расширения торговли с Англией. Вторые - антифедералисты, считали, что США способны добиться своего могущества за счёт поставок продовольствия в Европу, чему будет способствовать расширение прав штатов и сокращение раздутого государственного аппарата. В пылу борьбы вокруг этих вопросов федералисты и республиканцы нередко использовали откровенную фальсификацию друг против друга: республиканцы незаслуженно обвиняли федералистов в монархизме, тогда как последние называли антифедералистов анархистами, находящимися под властью толпы.
Экономика
XVIII
К XVIII веку определились региональные модели развития: богатство колониям Новой Англии принесло кораблестроение и мореплавание; плантации Мэриленда, Вирджинии, а также Северной и Южной Каролины (многие из которых использовали рабский труд) выращивали табак и рис; лежащие посередине колонии Нью-Йорка, Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэр перевозили основные злаки и пушнину.
Освоение Нового Света шло быстрее, чем когда-либо прежде. И все-таки даже в 1790 году население страны, которая протянулась на 1.200 миль вдоль атлантического побережья, составляло менее четырех миллионов человек, включая мужчин, женщин и детей, черных и белых.
Около половины белых поселенцев, приехавших в Новый Свет перед Войной за независимость, прибыло по контракту, который заключался на четыре-семь лет и обеспечивал дорогу, питание, одежду и жилье, для работы на полях и плантациях или в качестве домашней прислуги. Высокая смертность и порой тяжелые условия труда вольнонаемных работников частично компенсировались материально выгодными условиями контракта и ограниченным сроком его действия, по истечении коего человек мог распоряжаться собой по собственному усмотрению.
На протяжении всего XVIII века отношения между американскими колониями и внутри них складывались не слишком гладко: периодически возникало напряжение (как, например, между Коннектикутом и Пенсильванией в 1750 году), случались и вспышки насилия. Города с высоким процентом черного населения жили в страхе перед возможным восстанием негров. Тяжелые условия труда вольнонаемных работников приводили к отдельным стихийным выступлениям (как протест греческих и итальянских иммигрантов во Флориде в 1769). Постоянную угрозу, в особенности в период Французской и Индейской войны (1756—1763), представляли индейские рейды. Череда войн против французов в Северной Америке повлекла за собой установление там британской гегемонии, что имело для английских колоний далеко идущие экономические и политические последствия. Десятилетия, предшествовавшие Войне за независимость, были отмечены ужесточением британской политики в ее американских владениях — принятием серии указов, ограничивающих колониальную торговлю, — и ответным ростом недовольства колоний "капризами" метрополии.
Указ о Гербовом сборе (1765), вводивший чрезвычайно высокий налог на американскую печатную продукцию, встретил яростное сопротивление — бойкот английских товаров со стороны колониальных купцов и разгром британских представительств отрядом "Сынов свободы" — и, хотя Парламент отменил указ в течение года, тот уже успел сыграть свою роль в укреплении антибританских настроений. Когда же был издан так называемый "Чайный закон" (1773), колониальные порты, объединившись, арестовали весь груз английского чая, чтобы не допустить его продажи на американской территории. При этом, не повышенный Англией налог был причиной бойкота — цена чая оставалась доступной, — а принцип. Британия постоянно напоминала Америке о ее зависимости от метрополии, подчеркивала ее "второсортность".
XIX
Став президентом в 1801 году, Томас Джефферсон направил свои усилия на развитие более децентрализованной аграрной демократии. Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако ещё больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. В эти бурные дни не было недостатка в планах как быстро разбогатеть. Финансовые воротилы мгновенно сколачивали огромные состояния в то время, как многие теряли свои сбережения. В конце XVIII — начале XIX веков в Европе началась промышленная революция, которая быстро перекинулась в Соединённые штаты.
Судьбу страны и её экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США. Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла.
Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Большое количество открытий и изобретений привело ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе Пенсильвании была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, телефон, фонограф и электрический свет. Стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны. И наконец, к началу XX века автомобиль пришёл на смену карете, а люди начали летать на самолётах.
Культурные особенности
XVIII
В культурном отношении народ Соединенных Штатов получил колониальное наследие. Несмотря на отсутствие единой системы образования в Америке, самому образованию в стране, особенно в Новой Англии, придавалось большое значение как вопросу самоусовершенствования личности. В XVIII веке это значение возросло многократно: просвещение стало рассматриваться как средство исправления человека и общества. В 1701 году был основан Йельский университет, до начала Войны за независимость в разных колониях открылось девять колледжей, которые впоследствии также стали университетами. Повсюду возникали "академии" (школы, совмещавшие классическое и прикладное образование), одна из которых была создана в Филадельфии в 1751 году Б. Франклином.
Указами молодой республики от 1785 и 1787 годов предписывалось создание бесплатной школы в каждом новом городе и поселении, что было весьма кстати, так как уровень развития культуры заметно варьировался в разных колониях. В середине века в Пенсильвании, например, целые семьи были абсолютно неграмотными и не имели "ни ножей, ни вилок, ни ложек, ни тарелок, ни салфеток" и брали еду руками из деревянной миски. Ньюйоркцы между тем обзаводились завезенными из Европы чайными сервизами и столовыми приборами и были завзятыми читателями газет.
К 1765 году в колониях выходило 26 еженедельных изданий, авторы которых пытались имитировать отточенный стиль английской периодики, в особенности очерков Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. Типичная колониальная газета тех времен содержала достаточно много поэзии, несколько математических задач, огромное количество объявлений и часто имела раздел сатиры и юмора. По сравнению с колониальной прессой, в газетах молодой республики появилось значительно больше политических репортажей из местных и центральных источников.
Читательскую аудиторию газет составляли купцы, служащие, ремесленники, школьные учителя, то есть "высший сорт" и "средний сорт", как их определяли в те не совсем политически корректные времена. "Низший сорт" — рабочие, матросы, наемники — не были охвачены средствами массовой информации вплоть до введения в 1820—1830-х годах "грошовой прессы". После Войны за независимость многие газеты постепенно последовали принципу массачусетского издателя Исайи Томаса, который призывал их стать "популярными, то есть выражать здравый смысл доступным языком", чтобы их могли читать "механики и другие группы людей, которые не могут надолго отрываться от работы".
Стремление Томаса приобщить к чтению газет и "низший сорт" имело основанием почти поголовную к началу XIX века грамотность белого мужского населения страны. Американский газетный рынок стремительно развивался в молодой республике. В 1785 в США печаталось уже более 75 газет. Пять лет спустя это количество возросло до сотни.
Книгопродавцы XVIII века ориентировались на ту же аудиторию, что и газетные издатели. Из-за технической сложности издания и цен на бумагу и типографскую краску, которые оставались высокими после Американской революции, книги печатались редко, и качество их не могло идти в сравнение с прекрасной книжной продукцией, бывшей в Англии в порядке вещей. Но, отечественные или импортированные, книги были слишком дорогими для скромного жизненного уровня большинства американцев. Один том мог стоить едва ли не недельной зарплаты рабочего. Даже состоятельные люди считали книги предметами роскоши. Личные библиотеки редко превышали 25 томов и были представлены нравоучительными и "полезными" сочинениями, такими как Библия, молитвенник, "Путь паломника" Баньяна, проповеди и богословские трактаты, альманахи, медицинские справочники и специальная литература, вроде "Спутника фермера" или "Пособия по земледелию". Лишь с усовершенствованием печатного станка в 1807 году книги подешевели и, наконец, стали доступны каждому. В XVIII столетии же стремление американцев к самоусовершенствованию постоянно тормозилось недостаточным количеством книг и их дороговизной.
Выходом стали "подписные" библиотеки. Первую из них — Библиотечную компанию Филадельфии, в 1731 году организовал Б. Франклин. На взносы членов такой библиотеки покупалась какая-либо книга, которая затем циркулировала среди "подписчиков". В разгар Революции было создано 64 библиотеки, дабы "распространять знания и добродетели". После Революции публичные библиотеки, появившиеся в огромном количестве, оказывали заметное влияние на общий культурный уровень молодой республики. Чтение постепенно становилось широкой общественной практикой, а не только привилегией образованных состоятельных горожан.
XIX
В начале столетия значительная часть созидательной энергии нации уходила на поддержание экономической и политической стабильности. В США отсутствовала аудитория, заинтересованная в развитии искусства и поддержке тех, кто им занимался. Еще Б. Франклин сетовал на то, что крошечный остров Великобритания породил больше "великих и изысканных умов", чем наберется на всем необозримом пространстве американского континента. "Но, — добавлял он, — есть восхитительное искусство — двигаться на Запад". В XIX веке это "искусство" переживало настоящий расцвет.
У литераторов же, художников и композиторов часто не было средств, чтобы всецело посвятить себя искусству. Многие, как Ф. Френо и У.К. Брайент, издавали газеты, другие занимались юридической практикой или преподавательской деятельностью. Отец прославленного в будущем поэта Г.У. Лонгфелло побуждал сына избрать себе другую, солидную профессию, потому что "в стране слишком мало денег, чтобы тратить их на литераторов". Театральная и музыкальная жизнь не получили пока распространения даже в культурных городах атлантического побережья. Театр в Америке вообще находился в зачаточном состоянии: в Новой Англии он слишком долго считался "опасным для души" и "порождающим разврат" зрелищем, что затормозило его дальнейшее развитие. Более отзывчивая южная публика не давала тем не менее необходимых сборов, содержание единичных профессиональных трупп оборачивалось большими и ненужными расходами. Что же касается весьма значительной тогда "подвижной" части нации—пионеров, то им было абсолютно не до живописи, музыки, театра.
Компактным и с начала XIX века достаточно доступным по цене средством приобщения к культуре могла бы быть книга, и книги имелись в хижинах первопроходцев: практические руководства по различным аспектам фронтирской жизни — по земледелию, коневодству, строительству, основам земельного законодательства и правоведению, по оказанию медицинской помощи, даже по "укрощению дикарей-индейцев" ("Американский дикарь: Как он может быть укрощен оружием цивилизации"). Более оседлая часть нации тем временем продолжала зачитываться "рассказами пленников", а чуть позже — рассказами о жизни на фронтире и историями о легендарных фронтирсменах Дэниеле Буне и Дэйви Крокете.
Национальными бестселлерами оставались альманахи; торговцы-разносчики доставляли их чуть не в самые дальние уголки фронтира вместе с газетами и журналами, количество которых выросло к 1820 до 508, а в следующие десять лет удвоилось. Практически каждый город в Америке имел свою газету и часто журнал. Американцы, казалось, пристрастились к периодической печати. Нация пионеров, а практически каждый из них умел читать, демонстрировала типичную черту современных обществ: грамотность заметно превышала потребность в чтении, которая в основном вполне удовлетворялась периодикой и развлекательными книжонками.
Современные нам исследователи отмечают явное нарастание антиинтеллектуальной струи в американской культуре молодой республики с начала и вплоть до конца 30-х годов XIX века. Образованные граждане опасались тогда, что принципы демократии снизят общий культурный стандарт до самого минимального уровня.
Это время отмечено введением (в 1837) и стремительным развитием единой государственной общеобразовательной системы, предназначенной "оградить молодое поколение от невежества". К середине века она охватывала детей, начиная с младшего возраста и до старшей школы включительно. Высшее образование, однако, оставалось доступным не многим.
Поскольку общий уровень грамотности был значительно выше, чем, например, в Великобритании, подавляющее большинство американцев могло похвастаться знакомством с определенными базовыми текстами: Библией, трагедиями У. Шекспира, книгами Ч. Диккенса, романом "Путь паломника" Дж. Баньяна, — так что даже пьянчужки с Миссисипи, как впоследствии показал Марк Твен в "Приключениях Гекльберри Финна", широко прибегали в своей речи к литературным аллюзиям.
Для развития у населения привычки к систематическому чтению и определенных социальных навыков существовала целая сеть дискуссионных клубов, которые служили своего рода залами "интеллектуального тренинга" нации. Дебаты, проводившиеся в американских городах, городишках и деревнях, касались самых разнообразных предметов: института рабства и роли науки и искусства в демократическом обществе, недавних побед Наполеона Бонапарта и соперничества давно почивших королев Елизаветы Английской и Марии Шотландской.
Своеобразное и чисто американское явление представляла собой система "курсов" — познавательных лекций для взрослых, основанная в 1826 году новоангличанином Джозией Хольбруком. Лекторы прибывали в отдаленные поселения в повозке, позднее — локомотивом, и читаемые ими публичные лекции на время становились такой же частью общественной жизни, как церковь, школа, местный суд, салун или тюрьма. Горожане покупали билеты, чтобы, собравшись вечером, послушать об индейцах Северной Америки, жизни Магомета или Оливера Кромвеля, причинах Американской революции, школьном образовании и резервах человеческого мозга. Эта система воспитала полтора поколения читателей, обеспечила обсуждение, в частности, таких насущных проблем, как права женщин и отмена рабства, а также давала писателям и интеллектуалам стабильный источник доходов.
Америка привлекала не только иммигрантов и жертв европейской тирании: в XIX, как и в XX веке, она была раем для ученых (и лжеученых), обещавших совершенствование личности и оздоровление общества. Так, в 1840—1850-е в США наблюдалось повальное увлечение френологией (наукой, определяющей характер и склонности человека по выпуклостям его черепа), гидропатией (водолечением), холистикой (системой вегетарианского питания и гигиенического режима), месмеризмом (учением о "животном магнетизме") и тесно связанными с ним телепатией, ясновидением и спиритизмом. После 1848 года началась буквально "эпидемия" спиритизма (вызывание духов умерших посредством столоверчения). Эти общенациональные интересы разделяли Купер, По, Готорн, Лонгфелло и другие видные писатели и общественные деятели.
Во время и сразу после Гражданской войны вся массовая культурная индустрия страны работала на победу: писались патриотические стихи, аболиционистские романы, была создана ставшая очень популярной песня о Джоне Брауне, чья "душа продолжает маршировать". Но, безусловно, центральным культурным явлением века было так называемое Американское Возрождение — апогей национальной культуры и, прежде всего, литературы в 1850—1855 годах.
Философия и литература
XVIII
Философия.
В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два основных направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей (под влиянием европейской эпохи Просвещения).
Кальвинизм.
Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана, большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» (англ. Sinners in the Hands of an Angry God, 1741) и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией, механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли. В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа. Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни.
Эпоха Просвещения.
В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросами. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке, с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика.
Четыре отца-основателя Джон Адамс, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятия Декларации независимости США и Конституции США, которые были результатом дебатов и компромиссов.
Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма. Известным деистом и писателем-просветителем был Томас Пейн, в своих произведениях доказывал необходимость американской революции и независимости от британской короны.
Литература.
Прозаическая литература того времени посвящена была, главным образом, описаниям путешествий и истории развития колониальной жизни. Наиболее выдающимися богословскими писателями были Гукер, Коттон, Роджер Уильямс, Бэйльс, Дж. Уайз, Ионатан Эдвардс. В конце XVIII века началась агитация за освобождение негров. Поборниками этого движения в литературе явились Дж. Вульманс, автор «Some considerations on the Keeping of negroes» (1754), и Ант. Бенезет, автор «A caution to Great Britain and her colonies relative to enslaved negroes» (1767). Переходом к следующей эпохе послужили произведения Бенджамина Франклина — «Путь к изобилию», «Речь отца Авраама» и др.; он основал «Альманах бедного Ричарда».
Период с 1760 до 1790 представляет собой эпоху революции и отличается развитием публицистики и политической литературы. Главнейшие писатели по вопросам политики были одновременно государственными деятелями: Сэмюэл Адамс, Патрик Генри, Томас Джефферсон, Джон Куинси Адамс, Дж. Матисон, Александр Гамильтон, Дж. Стрэй, Томас Пейн. Историки: Томас Геччинсон, сторонник англичан, Иеремия Белькнап, Дав. Рамсэй и Вильям Генри Драйтон, приверженцы революции; затем Дж. Маршал, Роб. Проуд, Абиэль Гольмес. Богословы и моралисты: Самуэль Гопкинс, Уильям Уайт, Дж. Муррэй.
XIX
Философия.
На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон).
Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции и рефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии.
Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание. Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен.
Публикация теории эволюции Чарльза Дарвина в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики.
Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги, считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе.
Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе труды Чарльза Сандерса Пирса, Уильяма Джемса и Джона Дьюи.
К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма.
Литература.
В первую четверть века вырабатывался прозаический стиль.
«Sketch-book» Вашингтона Ирвинга (1820) положила начало полуфилософской, полупублицистической литературе то юмористических, то поучительно-моралистических очерков. Здесь особенно ярко отразились национальные черты американцев — их практичность, утилитарная мораль и наивный жизнерадостный юмор, сильно отличающийся от саркастического, угрюмого юмора англичан.
Филип Френо (1752−1832) первый ввел в североамериканскую литературу любовь к природе и проявил глубокое национальное чувство в своих патриотических поэмах и описаниях жизни американцев и индейцев. Поэты Томас Дан (Thomas Dunn English, 1819−1902), Фиц-Грин Галлек (Fitz-Greene Halleck, 1790−1867), Джон Пьерпон (John Pierpont, 1785−1866), Н. П. Виллис (Натаниэль Паркер Уиллис, 1806−1867) интересны как предшественники одного из великих американских поэтов, Уильяма Каллена Брайанта (William Cullen Bryant, 1794−1878), который открыл красоты американского пейзажа. Поэзия его чарует гармоничностью и музыкальностью стиля. Внутреннее её содержание обнаруживает сильное влияние английских поэтов Уильяма Вордсворта и Сэмюэла Кольриджа. Плеяду первостепенных американских поэтов продолжает Генри Уодсворт Лонгфелло (1807−1882), обладающий лёгким мелодичным стихом, очень большим повествовательным талантом и умением вызывать нежные, гуманные чувства; фантазия его в значительной степени подчинена иностранным влияниям; он особенно вдохновлялся древней скандинавской поэзией.
Ралф Уолдо Эмерсон (1802−1882) — философ-моралист и вместе с тем поэт пантеистических настроений. Джон Гринлиф Уиттьер (1807−1892), квакер, воспевал природу, патриархальные нравы, религиозные настроения; был выдающимся деятелем в борьбе за освобождение негров. Джеймс Расселл Лоуэлл (1819−1891), автор знаменитых «Biglow Papers», обнаруживает юмор настоящего янки, трезвый взгляд на жизнь, бодрость духа. В своих прозаических очерках он с большой серьёзностью и вдумчивостью относится к явлениям жизни. Оливер Уэнделл Холмс старший (1809−1894) — прозаик и поэт, добродушно-поучительный. Сидни Ланир (Sidney Lanier, 1842−1881) очень популярен в Америке, в особенности на своей родине, в Балтиморе, несмотря на искусственность и приподнятость тона в его описаниях природы и лирических стихотворениях. Стедман — автор воинственных патриотических песен.
Из поэтесс наиболее известны Эмили Дикинсон (1830−1886), Эмма Лазарус (1849−1887), Елена Джэксон (Helen Maria Hunt Jackson, 1830−1885), Эдна Проктор (1829−1923). Совершенно обособленно от других стоят Эдгар Аллан По (1809−1849) и Уолт Уитмен (1819−1898). Эдгар Аллан По — глубокий мистик, поэт утончённых нервных настроений, любивший всё таинственное и загадочное, и в то же время великий виртуоз стиха. По натуре он совершенно не американец; у него нет американской трезвости и деловитости. Его творчество носит резко индивидуальный отпечаток. Уолт Уитмен — воплощение американского демократизма. Его «Листья травы» (англ. Leaves of Grass) воспевают свободу и силу, радость и полноту жизни. Его свободный стих произвел революцию в современном стихосложении.
В прозаической литературе Америки на первом плане стоят романисты, а также эссеисты — Вашингтон Ирвинг, Оливер Холмс, Ральф Эмерсон, Джеймс Лоуэлл. Романисты изображают энергичные, предприимчивые натуры как прежних поселенцев, живших среди опасностей и упорного труда, так и современных, более культурных янки. Бурно развивается жанр приключенческой литературы; неисчерпаемыми источниками служат история Америки, нравы и опасности фронтира, война южных и северных штатов и конфликты с индейцами. К выдающимся представителям этого направления относятся: Джемс Фенимор Купер, познакомивший европейскую публику с бытом краснокожих, с опасностями и трудностями жизни американских колонистов; Майн Рид, автор остросюжетных повестей из жизни Мексики и Юго-Запада; Джек Лондон, воспевавший американскую природу и смелость первопроходцев Канады и Аляски.
Среди американских писателей этой эпохи было много юмористов и сатириков, осмеивающих эксцентричность своих соотечественников. Одна из самых значительных фигур в американской литературе XIX века — Марк Твен, выдающийся сатирик, мастер как реалистической прозы («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»), так и фантастической («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»). Реалистические романы о современной американской жизни писали Гарриет Бичер-Стоу, которая своим романом «Хижина дяди Тома» содействовала освобождению негров; Брет Гарт, описывающий приисковые нравы; Натаниэль Готорн (1804−1864), описывающий нравы американских пуритан XVII в. («The Scarlet Letter», «The house of the seven g a bles» и др.). У Готорна, впрочем, этнографический интерес и драматизм первобытной жизни отступает на второй план. Готорн — прежде всего художник, мастер языка, тонкий психолог, воссоздающий страстную религиозность и силу характера своих героев с необычайной поэтичностью и яркостью. Из романистов, описывающих современную Америку, наиболее выдаются Вильям Готорн (сын Натаниэля), Луиза Олкотт («Маленькие женщины»), Генри Джеймс, Атертон.
Список использованной литературы:
1) Рогов СМ. //США: экономика, политика, культура. - 2001. - № 11. - С.3-24.
2) Образование в США. История и современность. М., 2004.
3) Прагматический натурализм в американской философии. М.: Российское гуманитарное общество, 2003.– 104 с.
4) Покровский Н. Е. Ранняя американская философия. М., 1989.
5) Маныкина А.С. История двухпартийной системы США М.,1981.
6) Бурстин Д. Американцы Тт.1-3 М.,1993.
7) Венедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: Современность и традиция. — М.:Изд-во МГУ, 1988 — 85с.
8) История XIX века / Под ред. проф. Лависса и Рамбо. В 3-х т. : Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937. 408 с.
9) Виппер Р. Ю., Реверсов И. П., Трачевский А. С. История нового времени. М.: Республика, 1995. 496 с.
10) Деменьтьев И.П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865) М., 1963.
11) Новая история стран Европы и Америки: первый период, под ред. Юровской Е.Е. и Кривогуза И.М., М., 1998.
12) Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.