Театральное образование, Магистратура 1 курс, ФФЧ, РГПУ им. А.И.Герцена.
Тема магистерской диссертации: «Освоение языка жестов исторических эпох в процессе театрально-постановочной работы с подростками».
Степень исследованности проблемы.
В.А. Лабунская рассматривает жест как один из элементов отражения действия, эмоционального состояния и интеллектуально-волевого процесса личности. Взаимосвязь жестикуляции человека с его внутренним состоянием также отражена в таких трудах как «Психология» A.JI. Гройсмана, «Избранные психологические труды» Ж. Пиаже, «Психология индивидуальных различий» и «Мотивация и мотивы» Е.И. Ильина «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвина, «Мышление и речь» и «Психология искусства» Л.С. Выготского и т.д. В последнее время стали широко известны работы А. Пиза, Р. Бирдвистела, Ю.Д. Апресяна, Д. Эфрона и др. исследователей, где описывается прикладной аспект жестикуляции при общении.
Проблема использования невербального языка в театре, живописи, кино, скульптуре ит.д. волновала многих теоретиков искусства. Здесь можно назвать таких авторов как, К.С. Станиславский, С.М. Эйзенштейн, В.Э. Мейерхольд, М.М. Бахтин, П.М. Ершов, С.М. Волконский, С.В. Гиппиус, Ю.А. Мочалов, М.А. Чехов, Леонардо да Винч, Б. Хогарт, П.А. Флоренский, Д.А. Ровинский, В.Д. Фартусов, JI.A. Успенский и др.
В концепции "театра жестокости" А. Арто жест трактуется в качестве акцентированно доминирующего средства выразительности: «…вместо того чтобы возвращаться к текстам, которые считаются определяющими и как бы священными, необходимо прежде всего разрушить привычную зависимость театра от сюжетных текстов и восстановить представление о едином языке, стоящем на полпути от жеста к мысли.
Этот особый язык можно определить лишь через присущие ему средства динамического и пространственного выражения, которые противоположны выразительным средствам диалогической речи». [1]
Уникальный жестовый «алфавит» разработал театровед А.Я. Бродецкий («Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания»).
Б. Хогарт в книге «Рисование динамических рук для художников» говорит о разнообразных положениях и ракурсах рук, движения которых, как пластическое средство, необходимо для выражения основной идеи произведения. Философ П.А. Флоренский рассматривает жест в изобразительном искусстве как важный компонент, формирующий пространство.
Существенное значение для разрабатываемой в диссертации темы имеют исследования жеста, осуществляемые с исторической и этнокультурной позиций: М. А. Родионов, Ю.Е. Березкин, Ю.Ю. Чернявичюте и др.
Составленный С.А. Григорьевой, Н.В. Григорьевым и Г.Е.Крейдлиным «Словарь языка русских жестов» описывает большинство распространенных русских жестов, а также некоторых мимических единиц и поз.
В изучении невербального языка в контексте смены культурных эпох важны труды историков, такие как, Волков Н.Е. «Двор русских императоров в его прошлом и настоящем», Захарова О.Ю. «Русский бал XVIII - начала XX века: танцы, костюмы, символика», Григорьев Б.Н. «Повседневная жизнь российских жандармов», Богословский М.М. «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века» и др.
Итак, в наше время проблема жеста является предметом исследования различных естественнонаучных дисциплин и теории искусства. Каждая сфера делает акцент на тот или иной аспект невербального языка, в зависимости от специфики собственной дисциплины, что не позволяет раскрыться сущности жеста во всей его полноте. Следует провести междисциплинарный анализ феномена жеста, его функционирования и прийти к общей системе, что позволит осуществить интеграцию «обыденного», художественного и исторического аспектов жеста на театральной сцене.
----------------------------------------------------------------------
[1] Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр., комм. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993, с. 97.